Раннее музыкальное развитие детей: методики и их описание

Абсолютно все без исключения дети музыкальны. И даже малыши, имеющие врожденные проблемы со слухом, умеют особым образом ощущать музыку. Умение чувствовать мелодичные звуки является базовым качеством нашего человеческого сознания. Вот только, если мы с вами, взрослые с течением времени сумели заглушить в себе это особенное, поистине волшебное свойство (профессиональные музыканты не в счет), то дети, чистые небесные создания, тонко проникаются каждым новым звучанием и безошибочно распознают идею или позыв мелодии. В этой статье, уважаемые родители, мы с вами:

— поговорим о том, как и зачем нужно развивать музыкальный слух у самых маленьких деток;
— поймем, что музыкальное образование является неотъемлемым компонентом развития любой гармоничной личности;
— научимся выполнять простейшие упражнения, нацеленные на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Польза музыки

Теоретически, каждый родитель понимает, что заниматься музыкой не только красиво и модно, но еще и полезно. Вот несколько очевидных положительных моментов музыкального развития:

  • снимается излишняя тревожность;
  • улучшается восприятие нового;
  • развиваются коммуникативные навыки, убираются психологические зажимы; появляется склонность к сочувствию и сопереживанию, как следствие формируется здоровая эмоциональная сфера.

Но, мне отчего-то кажется, что обо всех этих «плюсах» вы и так знали. Если хотите и в самом деле удивить себя, обратите внимание на новейшие достижения науки.

!В 2017 году группой ученых Гарвардского университета в Бостоне был проведен эксперимент с участием более, чем трех сотен дошколят, возрастом от года до четырех лет. Испытуемых разделили на три равные группы. Дети из первой группы на протяжении месяца ежедневно слушали классическую музыку не менее 5 – 6 часов в сутки.

Музыка фоном звучала во время бодрствования детей, так что они практически не обращали на нее внимания. Дети из второй группы слушали классическую музыку два раза в неделю по три часа. А вот испытуемым в третьей группе музыку не включали вообще, за исключением той, что они могли слышать случайно.

Вы, наверняка уже могли примерно догадаться, чем увенчался этот эксперимент. Но величина разрыва между третьей и первой группами оказалась непредсказуемо гигантской. В то время, как эмоциональное и моторное развитие детей, не слушавших музыку осталось практически на прежнем уровне, в развитии тех, кто слушал классику ежедневно произошел колоссальный прорыв. Эти дети стали:

— Более спокойными и усидчивыми;

— У них появился интерес к творчеству; — Они начали замечать красоту окружающего мира;

— (Одно из самых парадоксальных открытий) их вкусовые пристрастия изменились (!).

Почему же развивать музыкальные способности так важно именно у детей дошкольного возраста?

Все очень просто. Характер маленького человека формируется до семи лет. Его представления о мире, себе самом и близких людях, модель поведения, ответные реакции на раздражители и многое другое закладывается как фундамент в эти первые годы жизни. Раннее музыкальное развитие, способно скорректировать некоторые черты характера ребенка, настроить тонкие струны его души на нужный положительный лад; сделать своеобразную «прививку» доброты и чуткости. Причем, совершенно неважно, будет ли ребенок дальше по жизни иметь близкие отношения с творчеством, станет ли он великим пианистом или певцом.

Виды музыкальных способностей и их диагностика

Говоря о музыкальных способностях, мы прежде всего имеем в виду, ту реакцию которую способен выражать ребенок в ответ на музыкальное произведение. Однако, как вы понимаете, судить о наличии определенного таланта или, напротив бездарности («медведь наступил на ухо», как говорят) в этом возрасте не то что трудно, но даже неправомерно. Один малыш – открыт и раскован, а другой зажат и застенчив. Здесь, скорее играют роль психологические факторы, нежели творческие.

Все же, говоря о  проверке музыкальных способностей , мы имеем в виду:

  • ладовое чувство – способность ощущать эмоциональный окрас мелодии; чувство темпа и метроритма (помните, как на уроках музыки в школе нас просили прохлопать песенку, прежде, чем петь ее);
  • наличие мелодического и гармонического слуха;
  • чувство музыкальной формы (мотив, фраза или целое музыкальное предложение); чувство тембра (какой это звук – яркий, холодный, теплый, мягкий и т.д.);
  • динамическое чувство (тут мелодия нарастает, а там затухает);
  • эмоциональная отзывчивость к музыке.

музыкальность ребенка

Однако, прежде чем приступить к тестированию музыкальных способностей дошкольника, любой педагог должен путем ненавязчивого разговора вывить желания самого малыша, его наклонности, артистизм, любимые виды деятельности.

! Родители, присутствующие при данной беседе должны обратить внимание на то, как ребенок отвечает на вопросы. Испытывает ли он радость или оживление. А может, подавленность или безразличие. Как мы уже говорили в самом начале, НЕ БЫВАЕТ не музыкальных детей. Главное, чтобы тот педагог, на чьи могучие плечи будет возложено развитие вашего ребенка, нравился ему, внушал доверие и располагал к себе.

Плюсы и минусы раннего музыкального развития

На сегодняшний день музыкальное развитие дошкольников может быть реализовано посредством различных певческих и музыкальных студий, кружков, секций и занятий в рамках программы детского сада. Занимаясь музыкой вместе с другими детьми, малыш:

  •  приобретает важнейшие коммуникативные навыки, которые в дальнейшем станут основой его благополучного общения со сверстниками. Не даром же говорят – язык музыки един для всех;
  • кроме того, речь ребенка становится более мелодичной и складной, проблемные звуки приобретают четкость;
  • для малыша словно приоткрывается другая реальность этого мира. Он понимает, что кроме повседневных дел, существуют еще и возвышенные занятия. Еду готовят для того, чтобы съесть ее потом. Дом строят, чтобы в нем жить. А музыка звучит просто для того, чтобы радовать слух и делать этот мир еще более прекрасным.

Надеюсь, вы уловили главную мысль?

Однако, несмотря на столь очевидные преимущества, развитие музыкальных способностей может иметь свои минусы, особенно если речь идет о детях дошкольного возраста. Дело не в том, что музыка сама по себе может нести вред, а в том, как будет организован процесс обучения. Итак, музыкальные занятия будут иметь негативные последствия если:

  • ребенок устал, капризничает или занимается другим, более интересным делом;
  • педагог не учитывает возрастную специфику обучающегося;
  • не учитывается выбор ребенка (треугольник вместо бубна, «Маленькая страна» вместо «Буратино» и т.д.);
  • родители приумножают важность и значимость музыки, делая занятия не радостью, а обузой.

Особенности раннего музыкального обучения

В отличие от занятий с детьми школьного возраста, музыкальное развитие ребенка – дошкольника находится в тесной взаимосвязи с предпочтениями его родителей. В самом деле, некоторые родители понимают насколько важна музыка; в их доме есть инструмент и часто звучат приятные композиции. В то время, как у других – единственным средством приобщения ребенка к «прекрасному» служит телевизор.

Удивительно, но дошкольники вполне по-взрослому могут оценивать серьезные музыкальные произведения. Не зная теории, они могут точно сказать, какой посыл хотел передать композитор.

Опрос, проведенный в 2015 году группой отечественных ученых среди более чем тысячи детей показал, что дошколята на 40% точнее характеризуют мелодию, нежели это делают взрослые. Они говорят, вот сейчас я, как будто вижу море, а сейчас большой город или женщину, которая плачет. И на поверке выходит, что, хотя у детей еще и недостаточно лексических средств, но они интуитивно угадывают замысел автора и выражают, как могут.

Возрастные особенности музыкального развития дошкольников

Когда же стоит впервые задумываться о приобщении чада к музыке? Ответ на этот вопрос достаточно прост – чем раньше, тем лучше.
Поверите, если я скажу, что первое развитие музыкального слуха у детей начинается в эмбриональный внутриутробный период?

!Есть такая научная область – сонатал-педагогика, разработанная нашим соотечественником Михаилом Лазаревым. Он доказал, что звуки имеют прямое влияние на человеческий организм практически с момента зачатия. Для беременных классическая музыка является своего рода гарантом нормального полноценного развития ребенка.

От 0 до 7 лет
Новорожденные с первых секунд жизни выделяют среди общей массы не только голос матери, но и «хорошие» и «плохие» звуки. Вот этот механизм деления, как раз и закладывается в период внутриутробного развития. Дальше, кроха получает свои первые музыкальные инструменты – погремушки, бибикалки и тарахтелки, которые издают диковинные звуки. В совокупности с материнским пением это является базовой «нотной грамотой» младенца.

Уже в возрасте 1,5 – 2 лет кроха вполне способен разобраться с детской гитарой или маленьким пианино. Ему интересно и весело. Он познает мир. А еще дома периодически звучит красивая и, наполненная смыслом музыка.

Примерно к 3 годам, ребенок готов к коллективной работе. Здесь полученные им дома знания обобщаются и используются для дальнейшей работы в группе. Самое время подыскать музыкальный кружок или позаботиться о том, чтобы данный компонент в полной мере реализовывался в детском саду. Пение, игра на деревянных ложках, маракасы – все пойдет впрок.

В 5 — 6 лет ребенок уже достаточно усидчив для того, чтобы систематизировано заниматься музыкой. Он может приступить к изучению нотной грамоты.

Методики раннего музыкального развития детей

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста интересует педагогов из разных стран уже достаточно давно. Некоторые из них, основываясь на своем богатом опыте, сформировали подходы, позволяющие достичь внушительных результатов. Ниже представлены методики выдающихся педагогов современности. Они во многом похожи, но в то же время, имеют важные ключевые отличия.

Метод Шиничи Сузуки

Судзуки был скрипачом — самоучкой, разработавшим свою методику преподавания. Он полагал, что все без исключения дети талантливы, но проявляется это лишь при благоприятных условиях.

! Окружение (учителя, родители и другие взрослые) играет первостепенное значение при раскрытии потенциала ребенка. Для того, чтобы воспитать гения, нужно самому быть гением.

Судзуки считал, что обучение ребенка музыке нужно начинать как можно раньше. Достижение наибольшего результата зависит от двух ключевых показателей:

  • Непрестанных повторений, закрепления опыта;
  • Положительного примера, взрослого за которым хочется повторять.

Шиичи Сузуки

Основываясь на практике, Судзуки особое внимание уделял разговорам с родителями учеников. И вот какие советы он им давал:

  1. Никогда не заставляйте играть на инструментах своих детей, если они не хотят. Музыка должна быть в радость;
  2. Ребенок должен слушать красивую музыку всегда, когда это возможно. Пусть она станет фоном его жизни;
  3. Главные учителя в жизни ребенка – его родители. Мамы и папы должны как можно больше времени уделять домашнему обучению;
  4. Родители должны с неподдельным интересом увлечься занятием своего ребенка;
  5. Репертуар имеет огромное значение. Каждое произведение ребенка должно оставлять свой след в формировании его личности.

Минусы методики:

  • занятия затрагивают развитие всех музыкальных способностей поверхностно;
  • методика не гарантирует, что ребенок в будущем станет профессиональным музыкантом. Музыка здесь скорее стимулирует остальные области.

Метод Золтана Кодая

Венгерский музыкант на практике доказал, что занятия музыкой увеличивают общую успеваемость обучающихся по всем остальным предметам. Основное внимание он уделял развитию певческих навыков у дошкольников и учащихся начальных классов.
Педагог отмечал, что музыка должна быть общедоступной и обязательной.

Золтан Кодай

Вот некоторые из рекомендаций Золтана для родителей обучающихся:

  • Пойте с детьми дома;
  • Всегда хвалите своих детей за проделанную работу;
  • Меняйте темп песенок;
  • Пойте без аккомпанемента, сперва с хлопками – затем без;
  • Повторяйте репертуар ежедневно. Пусть это станет приятной традицией. Например, во время приготовления завтрака;
  • Пойти в удовольствие. Пусть дети видят, что пение – естественная часть вашей жизни.

Однако, если вы думаете, что для реализации данной методики достаточно ежедневно перепевать попсовые композиции, как попало, вы заблуждаетесь. Репертуар и качество его исполнения играют особую роль.

«Дети и без родительского вмешательства научатся петь то, что модно в их культуре. Задача родителей привить им любовь к народным и мелодичным произведениям». Золтан Кодай
Великий педагог всегда подчеркивал исключительную роль пения в музыкальном развитии, но уточнял, что сами занятия должны подкрепляться высокой заинтересованностью взрослых.

Минусы методики:

  • роль пения в системе человеческого развития сильно преувеличена;
  • игре на музыкальных инструментах отводится второстепенное значение.

Метод Карла Орфа

В отличие от остальных педагогов, немецкий композитор Карл Орф разработал свою систему «Элементарного музыкального воспитания» не требующую от детей особой подготовки и навыков.

Карл Орф

Главное на что стоит обращать внимание, в процессе музицирования ребенка – радость, положительные эмоции от процесса, от взаимодействия со взрослыми. Перед каждым ребенком, независимо от первоначальных данных ставятся доступные и понятные ему задачи.

! Важно не то, что в дальнейшем ваш ребенок сможет удивить всех необыкновенной игрой на инструменте или божественным голосом, а то что он вынесет непосредственно из самого процесса обучения.

  • Камнем преткновения здесь является сам педагог, как олицетворение доброты и дружественности.
  • Орф считал, что наибольший эффект от музыкальных занятий может быть приобретен только если задействуются фольклорные произведения.
  • Через культуру собственного народа, через осмысление его мотивов приобретается наиболее ценный опыт, который принесет свои плоды на протяжении всей дальнейшей жизни ребенка.

Минусы методики:

— Роли личности педагога отводится слишком большое внимание. На педагога в некоторой степени перекладывается вся ответственность за развитие способностей ребенка. Недооценено влияние родителей и их заинтересованность.

Методика Железновых

Эта удивительная образовательная программа раннего развития была разработана в ответ на нехватку материалов по приобщению к музыке самых маленьких детей. В основе ее лежит представление о том, что родители играют ведущую роль на пути приобретения ребенком первичных музыкальных знаний. Программа эта получила название «Музыка с мамой».

Музыка с мамойВот ее ключевые моменты:

  • развитие чувства ритма, слуха и памяти у детей дошкольного возраста происходит в процессе ненавязчивой веселой игры;
  • музыка – краеугольный камень гармоничного развития малыша;
  • развитие слухового восприятия у детей является профилактикой неврозов и в целом укрепляет нервную систему ребенка;
  • совместные занятия улучшают коммуникативные навыки крохи;
  • совместные усилия по достижению общей цели помогают в формировании навыков вербального и невербального общения;
  • начинать игровые обучающие занятия с детьми можно с двух лет.

Минусы методики:
Основным недостатком считается четко установленный регламент участия детей в программе. Некоторые песни и стихи из сборника, предлагаемого авторами являются достаточно сложными для детей.

Вольдорфская методика

Основатель программы Рудольф Штайнер считал, что развитие каждого ребенка должно неизменно включать в себя три компонента – духовный, душевный и креативно – практический. Музыка является основой душевного образовательного компонента.

  • Нельзя торопить или перегружать ребенка. Каждый занимается в своем темпе;
  • Помимо активных занятий необходимо отвести время на т.н. пассивное познание – когда ребенок слушает музыку, но при этом занимается своими делами;
  • Музыка, как выражение чувственной стороны ребенка должна заполнить собой все промежутки между активными занятиями. Хлопки, песни и ритмические танцы становятся способом релаксации, а не принудительной работы.

Специализированные музыкальные уроки должны завораживать ребенка, провоцировать его на выражение искренних эмоций. Только так главная цель – развитие чувственного компонента – будет достигнута.

Многие родители желают знать наверняка, есть ли у их ребенка особый музыкальный дар. Тем самым они пытаются изначально определить вектор его развития, принять решение заниматься ли музыкой профессионально. Парадокс заключается в том, что одаренность не обязательно должна проявить себя спонтанно. Она может возникнуть и как следствие систематических занятий.

Развитие музыкально одаренных детей заключается в создании благоприятных условий для раскрытия их особой музыкальности и по факту ничем не отличается от развития обычных «не одаренных» детей.
Все же, считается, что дети склонные к музыке более эмоциональны, они испытывают особые чувства во время прослушивания произведений.

Минусы методики:

  • Отсутствие системности приобретаемых знаний. Дети занимаются только тогда, когда сами этого хотят. Но, как известно, музыкальное развитие должно осуществляться непрерывно;
  • Занимаясь в свободном ритме дети в конечном итоге не могут достичь более или менее значимых результатов.

Арт терапия на основе взаимосвязи музыки с речью и движением

О благотворном влиянии музыки на человеческий организм известно уже давно. Существуют исследования, показывающие, что определенные музыкальные интонации способны лечить человека. Другие же, напротив, вводят в депрессию.

 Термин «арт-терапия»  впервые был введен для нужд психодиагностики и обозначает лечение посредством творчества. В нашей стране ученые Арт-терапевтической школы А.В. Копытина впервые стали использовать музыку для коррекции развития неполноценных детей. Лечению подвергались практически все системы функционирования организма: зрение, слух, нарушения речевого аппарата, опорно-двигательная система, задержки психического развития. Поскольку арт-терапия понятие, связанное с творчеством в целом, внутри него оформилось отдельное направление – музыкотерапия.

Вот его основные методики:

1. Вокалотерапия – комплекс упражнений, нацеленный на укрепление голосовых связок. При этом постановка и коррекция вокальных данных отходят на второй план. Основное внимание уделяется здоровому и легкому течению звука.

! В свое время И.А. Попов (основоположник оздоровительного физвокализа) обратил внимание на то, что люди с сильным голосом имеют, как правило, крепкое здоровье.

Систематическое протяжное пение с правильным забором воздуха не только благотворно сказывается на органах дыхательных путей, но и улучшает дикцию, моторно-двигательную систему, укрепляет иммунитет.

2. Логоритмика – гимнастика, состоящая из песен с незначительным двигательным компонентом. Сочетание музыкальной и физической активности позволяет эффективно снять эмоциональное напряжение и отлично подойдет в качестве переходной фазы от одной активности к другой.

Например,

Вот идёт чёрный кот (марш на месте). Притаился, мышку ждёт (присесть, поднести пальчик ко рту). Мышка норку обойдёт (поворот на полупальцах), И к коту не подойдёт (ноги во второй позиции, руки раскрыты в стороны, повороты головы вправо-влево).Зыкова Э. В., Ульрих Р. Д.

3. Ритмотерапия – повторения ритма мелодии. Возможны такие вариации как хождение под музыку в определенном ритме, прохлопывание мелодии, ритмическая импровизация и др.

Во время хождения, участникам предлагается представить себя в сказочном лесу, на горной тропинке, лесными бабочками и т.д. Такие упражнения помогают снять мышечное напряжение, способствуют нормализации дыхания и развитию воображения.

Повторение за учителем ритмического рисунка произведения, способствует снятию эмоционального напряжения и улучшает речевые способности.

Возможны танцевальные вариации данного упражнения. Особенно хорошо проводить их с детьми самых маленьких возрастов.

4. Фольклоротерапия – интегральный вид музыкальной деятельности, сочетающий в себе элементы всех предыдущих техник. Во время исполнения фольклорных произведений, таких как частушки, потешки, народные мотивы, развиваются одновременно вокальные, моторно-двигательные и ритмические навыки. Хлопки, присвисты, игра на ложках, притопы, специфическая мимика и другие формы активной деятельности влияют на развитие общей координации ребенка, повышают самооценку и раскрепощают.

Методика преподавания музыкальных дисциплин для дошкольников

Когда речь идет о детях школьного возраста – все гораздо проще. Есть урок, регламентированный по продолжительности. Есть необходимый материал. С маленькими детками все гораздо сложнее. Они просто физически не способны долго заниматься одним делом.

От 0 до 7 лет
Для того, чтобы музыкальные занятия действительно принесли пользу, учитель должен:

— как можно чаще менять деятельность. Например, не разучивать целый урок одно и то же произведение;

— задействовать в уроке все виды чувств малышей – поиграть на простеньких инструментах, потанцевать, заставить работать воображение;

— не требовать постоянной активности от каждого ребенка, но в то же время давать возможность каждому выразить свое настроение;

— готовить дополнительный иллюстративный материал для более глубокого понимания сущности мелодии.

Музыкальные занятия для дошкольников – не ограничиваются формированием конкретных певческих или слуховых навыков. Они направлены на более широкое развитие ощущений и восприятия.
Отлично подойдут такие формы проведения занятий как:

  • Музыкальный театр;
  • Музыкальное словотворчество – сочинение стишков под музыку или словесное описание мелодии;
  • Сочинение собственных мелодий, посредством простейших музыкальных инструментов.

Важно помнить, что весь материал должен преподноситься исключительно в игровой форме. Позитивный настрой и доброта станут залогом длительных и успешных взаимоотношений ребенка с музыкой.

Заключение

Ну вот, теперь вы обладаете достаточным объемом информации для того, чтобы принять решение обучать ли своих детей музыке с ранних лет или же отложить это дело до школы. Выбор всегда за родителями. Но, надеюсь, мне хоть немного удалось убедить вас в том, что музыкальное воспитание может стать тем плацдармом на пути формирования гармоничной личности вашего ребенка, результаты которого вы сможете оценивать на протяжении всей последующей жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector