Обучение чтению по методу Зайцева: пошагово с использованием таблиц

Приступая к обучению чтению своего ребенка, перед каждым родителем встает непростой вопрос – какую же из многочисленных современных образовательных методик ему использовать, чтобы добиться наилучшего результата? Также, желательно чтобы процесс обучения оказался не слишком утомительным, и ребенок (а вместе с ним и взрослые) с радостью участвовал в процессе. Кубики Зайцева – одна из тех редких методик раннего развития детей, которые сочетают в себе игровую легкость и дают наибольший результат.

Основатель методики

Николай Александрович Зайцев – филолог по образованию, сельский учитель, большую часть своей жизни посвятил обучению детей младшего школьного возраста.

Зайцев

Еще на пятом курсе университета он был отправлен учителем русского языка в Индонезию. Там, наблюдая за тем, как иностранцы осваивают родной ему язык, он понял, что систему обучения чтению можно и нужно упростить, как это сделал в свое время еще Михаил Васильевич Ломоносов, преподавая грамоту крестьянским детям.

Заграницей Николай Александрович создает слоговые таблицы и с интересом наблюдает, как меняется успеваемость взрослых в процессе реализации его методики. Вернувшись на Родину, он апробирует свою теорию на детях и получает невероятные результаты.

 

!Дело в том, что для понимания принципа дальнейшего сочетания букв в слоги у детей должно быть хорошо развито аналитическое мышление.

Если же, по каким-либо причинам мышление недостаточно развито, ребенок долго не может научиться читать по слогам.

букварь

От этого может появиться комплекс, который неблагоприятно проявит себя в дальнейшем.

Запоминание слоговых форм практикуется во многих иностранных языках. В частности, в современном английском языке существует целое направление, выступающее в защиту слогового, а не буквенного обучения.

Успех методики Зайцева был обеспечен еще и тем, что дети с интересом включались в игровой процесс, в то время, как традиционно для обучения чтению им необходимо было бы сидеть за партами над букварем.

Удивительно, что те ребята, у которых отмечались проблемы с грамотой, буквально за несколько уроков овладевали чтением. В то время, как при использовании традиционной буквенной методики они сильно отставали.

Общие принципы методики

Для того чтобы понять, как научить ребенка читать по методике Зайцева нужно понять принципы, положенные в основу системы:

  •  способ соединения букв в слоги очень тяжелый . Его понимание требует от ребенка лишних ненужных усилий. Подумайте только – сперва ребенок запоминает буквы, причем, звучание собственно буквы отличается от звучания издаваемого ей звука (буква ЛЭ, а звук Л). А после старается понять, как же из отдельных «МЭ» и «А» сделать МА. При этом, в русском языке также есть слова, состоящие из нескольких согласных подряд, такие как ЗДРАВСТВУЙТЕ;
  •  дети учатся читать ассоциативно . Даже если они и знают отдельные буквы, чаще всего они вспоминают картинки, которые находились на странице с буквами. Например, А – аист, арка, арбуз; Б – бублик, бегемот и т.д. Для того, чтобы научиться читать, ребенку не обязательно знать буквы;
  •  ребенку легче научиться писать, а уж затем читать . Способ знакового изъяснения, является естественным по своей природе продолжением рисунка.

Обучение детей чтению по методике Зайцева подходит для детей, начиная с двухлетнего возраста. Для дошкольников 6 лет, при подготовке к школе достаточно всего нескольких занятий, чтобы научиться читать.

Обучение чтению по Зайцеву отлично подойдет для самых непоседливых деток, которые ну никак не желают проводить время за книгой. Также метод активно применяется в коррекционных учреждениях, для детей с задержкой развития, проблемами со слухом и аутизмом.

Благодаря непрестанному совершенствованию, на сегодняшний день методика включает в себя множество дополнительных материалов и игр, позволяющих сделать процесс обучения еще более увлекательным.

В основе обучения чтению по методике Зайцева лежит система складов, освоить которую совсем нетрудно.

Что такое склад

Склад – это составная часть слова (не путать со слогом). Может состоять из:

Случай Примеры
сочетания согласной и гласной букв МА, ПА, РА, ЗА, ТА, КА и т.д.
одной согласной Т, П, Р и т.д.
согласной и мягкого или твердого знаков ТЬ, РЬ, БЬ и т.д.
одной гласной А, У, О и т.д.

кубики ЗайцеваСклады и слоги могут совпадать. Например, в слове ТАТА – два слога и два склада ТА – ТА. А вот в слове ТОРТ четыре склада: ТО-Р-Т.

! Складов из двух согласных букв НЕТ.

Для запоминания этих складов Зайцевым были придуманы кубики для чтения, на каждой грани которых было размещено по одному складу.

Чтобы определить склад, достаточно приложить руку ниже подбородка и произнести слово. Количество складов в слове будет равняться количеству мускульных напряжений в челюсти.

Комплектация

набор ЗайцеваСистема обучения чтению по Зайцеву включает в себя:

  • Кубики различные по звучанию – звонкие и глухие (61 штука);
  • Картонные слоговые таблицы для обучения чтению, разработанные специально исходя из опыта Зайцева (4 штук);
  • Складовые картинки со словами;
  • Дополнительные таблицы со слогами, знаками и буквами (6 штук);
  • Методическое пособие – программа, пошагово раскрывающая систему;
  • Аудио-диск.
Кубики для обучения чтению разных цветов и размеров. Они наполнены различными сыпучими материалами, которые, как погремушки звучат звонко или глухо. Благодаря этому, в процессе обучения ребенка задействуются не только зрительные и тактильные ощущения, но и звуковые.

Цена на приобретение полного комплекта достаточно высока и варьируется в районе 4 тыс. рублей. Можно попытаться сделать кубики своими руками. В интернете существует немало шаблонов. Но, как показывает практика, в этом случае гораздо проще купить обыкновенные слоговые кубики (примерно 150 руб.) и разбавить их кубиками с изображением отдельных букв.

Описание методики

Обучение чтению по методике Зайцева пошагово

1 этап. Главная задача этого этапа, познакомить ребенка с кубиками, дать ему возможность поиграть с ними, послушать их звучание. Мама (или педагог) показывает малышу, что есть кубики большие, а есть маленькие; говорит об их цветах.
Такие подготовительные игры помогают малышу настроиться на нужный лад. Ребенку легче усваивать информацию в виде игры. И, наоборот, сложнее, когда обучение ведется по принуждении и требует сознательной концентрации.

2 этап. На этом этапе малышу предлагается самостоятельно отделить большие кубики от маленьких и глухие (деревянные) кубики от звонких (железных). Поочередно пропевая слоги на сторонах кубиков, мама указывает на то как они звучат:

— твердые слоги: МА-МО-МУ-МЫ; ТА-ТО-ТУ-ТЫ и т.д.;

— мягкие слоги: ТЮ-ТЁ-ТЯ-ТЕ-ТИ; РЮ-РЁ-РЯ-РЕ-РИ и т.д.

3 этап. Здесь одновременно с запоминанием складов происходит развитие артикуляционного аппарата. Используя в качестве подсказки расположение складов на таблице, мама, а следом за ней и малыш пропевают сочетания букв, поворачивая кубик.таблица зайцева

4 этап. Спустя несколько занятий, склады изучаются не только по кубикам, но и по наглядным таблицам. Мама указывает малышу на какой-нибудь слог и предлагает найти его на кубиках.

5 этап. После того, как ребенок освоил кубики и складовые таблицы он переходит к чтению цельных слов. Первые слова, которые прочтет кроха – те, что написаны на картинках в наборе.

Важные моменты

— пропевая слоги очень важно держать кубик на уровне рта, чтобы малыш видел артикуляционные движения при произнесении того или иного звука;

— не стоит торопить ребенка. Важно следить за его реакцией на материал. Помните, у каждого свой темп: одним достаточно двух-трех занятий, чтобы освоить кубики, другим месяц-два;

— очень важно неукоснительно соблюдать все рекомендации, размещенные в методическом пособии.

С какого возраста можно начинать обучение

Согласно концепции, обучение чтению по кубикам Зайцева может происходить практически с рождения.

— 0 – 2 года — малыш только играет с кубиками и интересуется их звучанием, формой цветами;

— в возрасте 2- 3 лет ребенок уже способен научится читать. На это ему потребуется в среднем 5 – 7 месяцев;

— в 4 года – достаточно менее 20 занятий;

— в 5 лет – не более 10 уроков;

— 6 лет – в среднем 5 занятий.

Видеоразбор

В этом видео приводится подробное описание методики с примерами и комментариями профессионального педагога.

 

В какие игры играть

Методика обучения чтению Зайцева по кубикам имеет большой успех именно благодаря широкому внедрению игровых технологий. В методическом пособии, прилагаемом к обучающему набору приводится перечень игр, однако родители могут придумать и свои варианты. Вот некоторые примеры.

Игра в «Слова»

Все кубики складываются в большой мешок. Ведущий достает один из них и, поворачивая его, предлагает участникам называть слово, начинающееся с выбранного склада. Также можно усложнить правила и называть слова, которые заканчиваются на склад или содержат его в середине.

Игра «Магазин»

Представьте, что вы пришли в магазин. На полках множество разных товаров. Вы берете первый попавшийся кубик и начинаете перечислять свои покупки, которые начинаются на попавшиеся буквы.

Игра «Раз, кто больше»

Суть ее заключается в том, чтобы назвать как можно больше слов, начинающихся с выбранного склада: МА-МА, МА-ШИ-НА, МА-Т-РЁ-Ш-КА и т.д.

Игра «Паровозик»

Мама (педагог) заранее составляет из кубиков слова – вагоны, желательно одной тематики и паровоз. Сперва нужно попросить ребенка прочесть их, потом «отцепить» один вагон и перепутать в нем составные части. Из других кубиков составляются станции с необычными и смешными названиями, например С-МЕ-Ш-КО-ВО, ЛО-Ж-КИ-НО и т.д. Пусть малыш не только прочтет названия станций, но и пофантазирует о том, как протекает жизнь в этих населенных пунктах.

Игра «Школа»

Многие дети любят учить свои игрушки – медведей, лисичек, кукол. Повесьте таблицы Зайцева для чтения на высоте доступной ребенку, дайте в руки указку и садитесь вместе с другими за парту. Пусть малыш почувствует себя самым главным и самым умным. Выполняйте предложенные им задания и выражайте искренний интерес к обучению.

Жужжащее чтение по методике зайцева

Отлично подойдет в качестве тренажера для тех ребят, которые уже умеют читать. Дело в том, что время перехода от складовому чтению к прочтению целых слов у всех разное. Некоторые дети «застревают» на этом этапе.

Сущность жужжащего чтения заключается в том, что в течении ограниченного времени (например, 5 мин.) все дети, находящиеся в одной аудитории, одновременно читают вслух. Создается шум – жужжание. Задача учителя – только следить за тем, чтобы дети не халтурили. Практика ежедневных повторений таких жужжаний показала, что дети очень скоро совершенствуют свои навыки и начинают читать быстрее.

Плюсы и минусы методики

Как и у любого инновационного метода обучения, у системы Зайцева есть свои сильные и слабые стороны. Давайте рассмотрим их более подробно.

Достоинства

  1. Методика Зайцева официально считается одним из самых легких способов обучения чтению. И прежде всего, легкость эта проявляется с позиции родительских усилий. Не нужно давить на ребенка, заставлять его сидеть склонившись над букварем и удерживать от других более интересных занятий.
  2. Способ отлично подойдет для непоседливых деток. Потому что с кубиками играть совсем не скучно. За счет широкой вариативности, малыш не заскучает, а значит проведет за обучением больше времени.
  3. Кубики дополнительно способствуют развитию речи, мелкой моторики, слуха и координации. К тому же, работа с таблицами, повешенными на оптимальной высоте, способствует формированию правильной осанки, то есть задействует еще и опорно-двигательный аппарат.
  4. Навык чтения приобретается необыкновенно быстро. Достаточно всего нескольких занятий, чтобы получить первый результат. Это дополнительно стимулирует ребенка, ему становится интересно.
  5. Параллельно с чтением развивается грамотная письменность. Ребенок изучает только те склады, которые существуют в русском языке (Без ЧЯ, ЩЫ и т.д.).

Зайцев разработал свою систему на основании именно ПРАКТИЧЕСКОГО опыта. Его главной целью было – научить читать ВСЕХ без исключения детей, независимо от их способностей.

  • Кубики являются отличным игровым материалом, который не ассоциируется со скучной и принудительной учебой;
  • Алгоритм обучения имеет четкую структуру. Автор позаботился о том, чтобы вам не пришлось выдумывать и дополнять программу.

Но, ГЛАВНОЕ Ребенок не постигает механизм сочетания букв. Он учит сразу готовые сочетания – СКЛАДЫ.

Недостатки

1. Комплект достаточно дорогой (около 4000 руб.). Многие родители не жалеют времени на то, чтобы самостоятельно изготовить кубики Зайцева.

2. В дальнейшем, в процессе школьного обучения у ребят могут возникнуть некоторые трудности с:

  • вычленением отдельной буквы из склада. К тому же, в школах чаще всего учат не по складам, а по слогам. Например, в слове СЛОН слог только один, а складов четыре – С-ЛО-Н;
  • выбором в написании некоторых сочетаний букв. Например, БЕ или БЭ (на кубиках присутствуют оба варианта). Ребенку придется дополнительно разучивать слова, в которых слышится один звук, а пишется другой;
  • слоги в школьных таблицах окрашены иначе, чем склады в таблицах Зайцева. У ребенка может возникнуть путаница;

3. Методика практически не развивает креативность и лучше подойдет для ребят, у котрых более развито правое полушарие мозга.
Однако, все эти недостатки легко устраняются в случае, если до поступления в первый класс малыш читает уже достаточно бегло и уверенно.

Другие подобные методики

1. Динамические кубики Чаплыгина «Читаю легко»

кубики ЧаплыгинаКубики изготовлены из дерева и задействуют не склады, а буквы и слоги. Кубики закреплены на основу, ребенок вращает их и составляет слова. Способ отлично развивает креативность, творчество и аналитическое мышление. Автор, Евгений Васильевич Чаплыгин, утверждает, что используя его систему можно научиться читать за три дня.

Карточки Домана2. Методика Глена Домана «Вундеркин с пеленок». В основе методики карточки с целыми словами, которые показываются малышу и громко произносятся вслух. Автор утверждает, что регулярность и частота повторений стимулирует развитие и интерес ребенка к чтению.

зверобуквы3. Звуробуквы, лото-слоги и др. Главный принцип такого обучения – включить ребенка в семейную игру. Ребенок будет учить не букву, а правила интересной игры и ее символы. Он будет стараться найти на картинках эти знакомые символы и победить.

 

Методика зайцева обучение чтению: отзывы

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector