Эффективные способы развития творческого потенциала ребенка: просто и интересно

Что такое творчество и «с чем его едят», пожалуй, понимает каждый взрослый. Но, вот что означает творчество в жизни ребенка, осознают единицы. И, дело даже не в том, что дети должны быть эрудированными и получать всестороннее развитие (хотя и это, согласитесь, немаловажно). Такая созидательная деятельность для ребенка – единственный доступный способ выражения своего внутреннего мира, тонкий зависимый от душевной и духовной гармонии.

Роль педагога

В развитии творческого потенциала детей в дошкольном возрасте особую играет роль педагог. Его задачей является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления у дошкольников. Такой подход способствует развитию гибкого, оригинального и продуктивного ума, культурному развитию и формированию нравственности.

Невыдуманная история

корова

Дело было в середине прошлого века. Только закончилась война. Кругом разруха, запустение. Детских домов не счесть. Да и тем, кто в семьях при родных родителях не очень весело. Трудились все и стар и млад одинаково.

Помню, мне лет семь, может восемь было, будит меня мама:

— Вставай, Любаня, корову доить.

А у меня глаза не раскрываются, на дворе ночь. До школы еще часа три точно спать можно. Но, спорить никогда даже и в голову не приходило. Вставала и шла доить. А потом, как управлюсь, с часок перекимарю, а тут уже и в школу пора.

Учились мы все плохо. Не помню, чтоб в нашем классе были отличники. Как сейчас есть очень умные дети. Мы все были одинаково глупыми. Наверное, так совпало просто. И вот, в середине октября к нам из города прибыла новая учительница – Мария Сергеевна. Она была какая-то необыкновенная. Мы таких людей вообще не видели никогда.

Мария Сергеевна, заместо прошлой учительницы нас стала грамоте учить и счету. И, что же вы думаете? К Новому Году наш класс, где, уж не помню, человек тридцать, наверное, глупых голов сидело стал одним из самых лучших классов. Мы стали книжки в библиотеке брать и по складам читать. Сами, без указки, хоть книг и немного было. А что Марья Сергеевна такого особенного делала, я и не скажу. Какие-то фигурки из бумаги складывала, что-то рисовала. Еще мы с ней в школьном дворе много времени проводили и, даже после уроков. Тогда я стала замечать все: шишку какую, или желудь, камушек, веточку. Даже из соломы что-то дома мастерила. До этого нас и не учили ничему такому. До сих пор не пойму, как так случилось – учились что-то руками делать, а научились считать и читать. Чудеса, но такое было.

Влияние педагога на ребенка, его польза для формирования подрастающего ума заметно отличается от того, что могут дать малышу родители. Именно во взаимодействии с посторонним взрослым ребенок приобретает такие особые навыки как:
— ассоциативность — позволяет видеть связь различных предметов и явлений;
— диалектичность — приучает видеть проблемы и решать их;
— системное мышление — позволяет формировать предметы в системы по принципу их взаимосвязей.
Кто-то может поспорить, что мол, и в домашних условиях можно развить эти навыки. Но, загвоздка, как раз и состоит именно в том, что дома родители могут заниматься с ребенком чем угодно, вот только занятия эти будут носить дискретный – то есть прерывный характер.

учительОбязательными условиями развития творческих способностей детей дошкольного возраста являются:

  • неподдельный интерес ребенка к данному виду творчества;
  • заинтересованное отношение преподавателя к своей работе;
  • содержательная совместная деятельность учеников и преподавателей.

Таким образом, педагог-учитель оказывает значительное влияние на развитие торческих способностей детей, расширяет их кругозор, обогащает эмоциями. Богатый впечатлениями жизненный опыт дошкольника позволяет ему лучше раскрываться в момент творческой деятельности.

Как и зачем развивать интерес к творчеству у детей

Дети проявляют чрезвычайный интерес к окружающему миру, они активны и любознательны. Их гибкий ум заставляет искать нестандартные решения при выполнении задач в процессе игры.

Занятия творческой деятельностью принуждают ребенка постоянно думать, учиться новому, добиваться результата. Будучи взрослыми, такие люди умеют принимать оригинальные решения и добиваются успеха в жизни.

Хочу быть художником, когда вырасту...

Не стоит думать, будто интенсивные занятия творчеством в дошкольном возрасте повлияют на то, что ребенок в дальнейшем тоже будет отдавать предпочтение данному виду деятельности. Развивая креативность и нестандартное мышление у малышей, вы готовите их к будущей жизни, делаете их сознание более пластичным, восприимчивым к новому.

Какой бы вид творчества не выбрал ваш ребенок, будь то цветоделие, лепка из полимерной глины или живопись – он словно локомотив потянет за собой все остальные навыки. Математика и логика, программирование и органическая химия – думаете любовь к этим наукам зарождается сама собой? Отгадка кроется именно в раннем детстве.  

Развитие творческих способностей у детей позволяет им легче и быстрее познавать все новое. Креативные дети наделены умением адаптироваться к жизни, применять свои знания и опыт в практических целях.

Влияние родителей

Родители играют весомую роль в развитии творческих навыков у детей. Если папа или мама занимаются творчеством, то необходимо и ребенка приучать к этому процессу, терпеливо отвечать на его вопросы, демонстрировать возможности человека в этой сфере и пр.

Не достаточно сказать ребенку: «Садись и рисуй». Нужно сесть рядом с ним, взять лист бумаги, карандаш и тоже рисовать. Еще лучше по-настоящему увлечься чем-то интересным. Превратить интересное для малыша занятие в свое собственное хобби.

! Поверьте, такой подход обязательно будет продуктивен. Не даром же говорят, лучше один раз показать, чем тысячу раз сказать, как это делается.

Когда мама и папа увлекаются творчеством, ходят на выставки живописи, ярмарки мастеров – рукодельников – дети неосознанно следуют их примеру.

Нельзя забывать и о бабушках с дедушками. Опыт поколений именно тем и ценен, что позволяет передать особые знания и умения, потерянные в современном обществе. Все имеет значение – родственники, друзья родителей, их способы проведения досуга. Задумайтесь об этом.

Родители должны поощрять любознательность детей, подпитывать их тягу к знаниям за счет игр и занятий различными видами деятельности. Ни в коем случае нельзя ребенку запрещать фантазировать.

Чрезмерная строгость со стороны родителей будет пагубно влиять на ребенка. Чтобы дошкольник учился с интересом, взрослому нужно включаться в игру и помогать развитию фантазии юного ученика.

кисть и краски

У ребенка должны иметься все необходимые предметы для творчества: краски и кисти, пластилин и пр. Требуется приобретать дошкольникам развивающие игрушки, которые способны обеспечить их развитие: мозаика, конструктор и пр.

Занятия творчеством не должны быть скучными, иначе ребенок потеряет интерес к этой деятельности. Нельзя перегружать мозг крохи и давать объем информации больше, чем он может усвоить. Однако, занятия творчеством должны быть регулярными.

Простые и интересные методики

Творческое развитие детей — процесс многранный, требующий фантазии и, если хотите, полета мысли от родителей.

Причем, совершенно необязательно иметь много денег для того, чтобы заниматься с ребенком. Тем и хорош этот процесс – огромное количество материалов и неограниченное пространство для проявления себя. Нитки, крупы, пуговицы, ветки – все, на что упадет глаз может быть использовано в работе. И, главное здесь, даже не результат, а процесс, радость от сотворчества, созидание чего-то нового СВОИМИ маленькими ручками.

Можно заниматься с детьми дома. К технологиям творческого развития детей дошкольного возраста относятся занятия музыкой, аппликацией, лепкой — да все, что взбредет в голову!

Чтение

Ребенку нужно МНОГО читать. Обязательным условием является интерес дошкольника к тому, что он слушает, поэтому книги необходимо подбирать по возрасту. Родители могут читать ребенку сказки, стихи. Ежедневное чтение развивает в ребенке любовь к книгам, вызывает желание скорее научиться читать. Литература развивает творческое воображение у детей.

Это интересно
Ученые Даласского университета пришли к необыкновенным выводам. В течение трех месяцев, родители, как обычно читали детям литературу, соответствующую их возрасту. Однако же, по условию эксперимента, и свои, взрослые книги они должны были читать вслух в этот период. По итогам эксперимента, в результате такого пассивного слушания, дети значительно обогатили свой словарный запас.

Музыка

Колыбельные — это первые песни, которые дети слушают с удовольствием. Совместное пение детских песен развивает память и является приятным досугом.

С раннего детства ребенок может слушать классическую музыку. Это способствует развитию слуха и памяти. Если родители обнаружили у дошкольника тягу к музыке, они могут записать его в музыкальную школу или на курсы игры на инструменте.

Необычный факт
К необычным выводам пришли ученые из Национального Института здоровья США. Они доказали, что у детей , посещающих музыкальные занятия в возрасте от 3 до 5 лет даже на базовом уровне, в последующие годы значительно более развиты механизмы запоминания, в отличие от «немузыкальных» детей . 

Аппликация

Родители часто прибегают к развитию личности ребенка средствами аппликации. Вначале крохе необходимо объяснить, как пользоваться предметами: ножницами, клеем и пр. Первая аппликация не должна быть сложной: можно начать с вырезания простых геометрических фигур. Родитель может изобразить несложные элементы на цветной бумаге и попросить ребенка вырезать их и составить из них аппликацию.

Этапы обучения аппликации для самых маленьких:
  1. Взрослые самостоятельно готовят вырезанные части для будущей поделки. Ребенку необходимо только правильно расположить их на листе бумаги и приклеить.
  2. Взрослые заранее заготавливают контуры деталей, которые ребенку нужно вырезать и приклеить на фон.
  3. Ребенок самостоятельно рисует, вырезает и приклеивает детали. Взрослый (при необходимости) помогает лишь с общим построением композиции.

Словотворчество

Словотворчество — это способность придумывать новые слова посредством ассоциации. Оно является важнейшей особенностью развития речи дошкольника. Ребенок, руководствуясь своей логикой, «собирает» новые слова из частей других слов или «склеивает» два и более слов в одно. Например: рваность (дырка), бананас (банан и ананас) и пр.

книжкаВ процессе словотворчества ребенок усваивает закономерности языка, используя речевые шаблоны. Таким образом, словотворчество создает потенциал для развития у ребенка грамотной и богатой речи. Со временем дошкольник научится различать грамматические формы и будет знать, когда и как нужно говорить.

! Родители не должны ограничивать детское словотворчество. Наоборот. Можно играть с ребенком, придумывая разные необычные слова, рассказывая сказки и создавая волшебных героев. Например:

В одном городе, на одной кухне у мамы вилочки и папы ножика родился…

И ребенок отвечает что-то. И так далее. Здесь уже полет для вашей безграничной фантазии.
Дальше, можно переходить к более сложным формам – созданию рифм.

Дети, которым часто читают стихи, примерно в возрасте 3 – 4 лет сами становятся поэтами. Хорошо, если в этот период родители смогут подсказать ребенку, как строятся рифмы.

 

! Еще Корней Чуковский отмечал способность детей тонко чувствовать язык и его словоформы.

Оригами

оригамиОригами — это искусство складывать из бумаги различные фигуры. Этот вид деятельности развивает мелкую моторику рук, память, способствует развитию креативности. Дети с удовольствием занимаются изготовлением поделок из бумаги, желая подарить готовую работу папе или маме. Занятия оригами воспитывают аккуратность, усидчивость, бережность.

Оригами – это, пожалуй, самый доступный вид творчества. Схемы изделий можно в изобилии найти в интернете, а бумага найдется в любом доме.

Занятия оригами имеют свои особенности:

  • начинать следует с самых простых фигурок, иначе малышу может надоесть процесс еще до получения первого результата;
  • детям просто необходима помощь взрослых. Самостоятельно разобраться в схемах довольно трудно;
  • поскольку это медленный вид деятельности, требующий особой усидчивости, хорошо совмещать его с аудиосказкой, словесной игрой и другими занятиями, не требующими участия рук.
Великий математик
Оригами – незамысловатое на первый взгляд искусство, формирует у ребенка задатки будущего математика.

Дело в том, что преобразование квадратного листа бумаги в трехмерную модель чего-либо является отличным упражнением для тренировки пространственного мышления. Складывая фигурки из бумаги дети постигают понятие симметрии, учатся работать с геометрическими фигурами – квадратами, треугольниками, ромбами и т.д.

 

Лепка

Пластилин – один из самых любимых материалов для детского творчества. Способы его применения поистине безграничны, как и положительное влияние на развитие ребенка.

лепка

Вот 10 основных преимуществ его использования:

  1. Дети становятся более внимательными и сконцентрированными.
  2.  Развивается мелкая моторика – прорабатываются все части рук: ладошка (для катания шарика), фаланги пальцев (для колбасок) и подушечки (для разминания).
  3. Это отличный способ для самовыражения. Следует очень внимательно наблюдать за тем, что создает ребенок. Так можно глубже понять его внутренний мир.
  4. Дети учатся работать с формами и пропорциями, как настоящие скульпторы.
  5. Ребенок открывает свои секреты. Неосознанно он переносит свои мысли на пластичный материал. После завершения работы можно попросить малыша рассказать о поделке.
  6. Повышается самооценка. В лепке не существует неправильных и плохих результатов. Малыши у которых имеются проблемы с другими видами творчества могут с легкостью реализовать себя здесь и получить превосходный результат.
  7. Поделки могут изменяться и дорабатываться с течением времени. Особенно это касается деток – перфекционистов, которые любят все время улучшать свои работы.
  8. Игра цвета и формы. Благодаря своей податливости, пластилин различных цветов легко смешивается и создает необыкновенные комбинации.
  9. Отличный способ расслабиться, особенно для тех, у кого подвижная, легко возбудимая нервная система.
  10. Развитие личности ребенка, через моделирование «своей вселенной» с особыми персонажами и деталями.

Развитие ассоциативного системного мышления

Развитие ассоциативного системного мышления у детей дошкольного возраста является ключевым в формировании ребенка как личности. Процесс сравнения предметов и явлений друг с другом, выяснения сходств и отличий между ними позволяет ребенку сформировать личное восприятие и понимание окружающего мира.

Педагог учит ребенка различать такие категории, как «добро» и «зло», группировать предметы по схожести (например: дерево — дуб). Воспитатель должен рассказать ребенку об окружающем мире, показывая причинно-следственные связи. Например, если небо заволокло тучами, следует ждать дождя. Благодаря ассоциативному мышлению ребенок получает нравственное воспитание, развитие интеллектуальных способностей.

Нетрадиционное рисование

художники в памперсах

Нетрадиционное рисование способствует развитию воображения, выражению индивидуальности. Наиболее распространено рисование пальчиками (на губку наносится краска, в которую макают кончик пальца, затем отпечаток переносят на бумагу). С помощью этой техники можно изобразить цветы, животных, транспорт и пр. Можно раскрасить уже готовое изображение, при условии, что имеется только контур.

граттажИнтересной техникой нетрадиционного изобразительного искусства является граттаж. Плотную бумагу покрывают цветными восковыми мелками или акварельными красками (используются все цвета, кроме черного). Затем бумагу натирают свечой. Следующий слой покрывают черной тушью, смешанной с мылом. После того как тушь высохнет, можно приступать к рисованию: зубочисткой процарапывается рисунок. Работа получается оригинальная и интересная.

Кулинария

Психологи советуют поощрять ребенка, если он желает помогать матери при приготовлении пищи. Такая деятельность расширяет кругозор дошкольника. Кулинарные занятия способствуют развитию мелкой моторики. Ребенок учится правильно пользоваться предметами на кухне, соблюдать гигиену. У него развивается чувство эстетики и понимания красоты.

Готовка — это занятие, которое очень интересует дошколят. Они все время крутятся на кухне, желают что-то попробовать, добавлять и экспериментировать. В процессе кухонного сотворчества с родителями дети:

  • получают положительные эмоции;
  • приобретают математические навыки (посредством соблюдения пропорций в рецептах);
  • осознают поступательный характер приготовления чего-либо (сперва добавить это, затем то и т.д.);
  • учатся экспериментировать (если добавить слишком много соли – будет невкусно, если слишком много сахара – очень сладко и т.д.);
  • приобретают реальный полезный во взрослой жизни навык.

Конструирование городов и рисование сказочных карт

сказка картаПроцесс конструирования городов и рисования сказочных карт является совместной работой детей под руководством взрослого.

Это очень увлекательное занятие, которое может захватить малыша и стать настоящим хобби. Достаточно лишь освоить систему условных знаков или придумать их самостоятельно (мосты, дороги, дома и леса). Создание таких несуществующих местностей отлично помогает для раскрытия внутреннего потенциала ребенка, а также формирует пространственное мышление.

Работа в группе помогает ребенку определять свою социальную роль. Подобные занятия способствуют развитию ручной умелости детей. Дошкольник учится видеть конечную цель, анализировать, выражать свое мнение, развивается умение работать в группе.

Литературное творчество

Задача родителей — больше читать с детьми. При этом ребенок может проявить желание придумать свою историю, сказку, необыкновенных персонажей и пр. Родителям необходимо поддержать дошкольника. Например, попросить нарисовать этих персонажей. Родителям стоит поощрять желание ребенка учить стихи наизусть.

Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!Джордж Карлин

Театрализованная деятельность

Театрализованная игра — это вид искусства, в процессе которого ребенок получает художественное и нравственное воспитание. Театр способствует развитию у дошкольников коммуникативных качеств, памяти, импровизации, инициативности и пр. Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность формирует позитивное отношение к окружающему миру, помогает им лучше адаптироваться в жизни.

Преподаватель знакомит дошкольников с различными видами театра, объясняет такие понятия, как «театр», «спектакль», «образ» и пр. Вовлечение в театрализованную деятельность начинается с таких игр, как «Испорченный телефон», «Угадай, что я делаю». Преподаватель предлагает детям сочинить сказку, разыграть ее по ролям, нарисовать персонажей к ней и пр.

Как заниматься с детьми с нарушением интеллекта

Родители должны понимать, что требуется немало терпения с детьми с нарушением интеллекта. Выбор занятий напрямую зависит от степени выраженности отклонений. При отсутствии явной проблемы целостного развития ребенка дошкольного возраста, он может посещать традиционную школу. Дома родители обязательно должны заниматься дополнительно.

Для детей с тяжелой формой патологии существуют специальные учреждения, где им предоставляется медицинский уход и образование по адаптационной программе. При желании родителей ребенка оставляют под домашним наблюдением.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector