Особенности развития детей в раннем возрасте: передовые методики

В наши дни стало модно прививать детям какие-то навыки практически с рождения. В каждом городе есть специализированные центры детского развития, в которых могут заниматься даже полугодовалые крохи. При этом в таких заведениях практикуются вариационные развивающие программы.

Системы общего раннего развития

Сегодня психологи, педиатры и педагоги часто спорят относительно вопросов ускорения развития. Некоторые из них убеждены, что ускоренное развитие позволяет ребенку приобрести полезные способности для дальнейшей жизни.

Другие уверены, что интенсификация развития и использование программ (например, Екжанова «Забавушка», система Волосова и др.) позволяет удовлетворить только амбиции родителей, а создатели программ нацелены на получение финансовой прибыли.

Однако существует ряд систем для общего развития детей младше 3 лет, которые зарекомендовали себя с положительной стороны, несмотря на противоречие с привычными образовательными подходами, предполагающими, что ребенок должен начинать обучение с 6- или 7-летнего возраста.

!В Царской России ведущее место в системе дошкольного (догимназического) образования занимало домашнее обучение. Гувернеры – наставники приставлялись к дворянским детям практически с рождения. Основной их задачей, наряду с развитием общей эрудиции, было привитие трудолюбия. Чтобы не получился фонвизинский «больфан», описанный в «Недоросли».

Общие принципы раннего развития

Для ускоренного развития ребенка требуется создание комфортной среды, стимулирующей получение знаний и умений в младенческом возрасте. Основными критериями ускоренного развития являются:

  • ознакомление ребенка с богатым фондом литературного, музыкального наследия;
  • формирование базовых представлений о прексраном, через привите вкуса;
  • установление тесных взаимоотношений родителей с ребенком (включая стимуляцию детской речи и активную живую беседу взрослого и ребенка);
  • использование достаточного количества пособий и материалов для обучения.
Интересный факт
В западной педагогике существует интересный термин «securely attached infants» — дословно – «надежно привязанный младенец». Это дети, испытывающие наибольшую привязанность к родителям и реализующие данную потребность в полной мере. Согласно исследованиям, проведенным в 2017 году The Child Development Research Group at Lehigh University, общий коэффициент развития таких детей гораздо выше, чем у менее «прикрепленных» детей.

Таким образом, раннее обучение предполагает формирование оптимальной среды для благоприятного эффективного развития ребенка, тренировки его внимательности, мышления, памяти, процессов обработки поступающей извне информации.

Методики раннего развития

Невозможно выделить лучшую программу для развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что каждый ребенок — личность, поэтому и программы для обучения нужно подбирать в индивидуальном порядке. Польза раннего развития зависит от соответствия программы типу темперамента ребенка.

Но, какая бы программа не лежала в основе развития малыша, главное всегда останется неизменным «Дети приходят в этот мир абсолютно зависимыми существами. Их выживание и благополучное формирование в первые годы жизни целиком зависит от взрослых». 

Гленн Доман

Знаменитый ученый из США исследовал нюансы обучения и психического развития мальчиков и девочек, имеющих врожденное поражение нервной системы и головного мозга. Специалист выделил закономерность — обучающие упражнения максимально эффективны для детей младше 7 лет, т.е. когда кора полушарий имеет наибольший уровень активности.

Технология Домана учитывает несколько основных элементов:

— грамматика;
— математические навыки;
— физическая активность;
— общая эрудированность.

Гленн выяснил, что детская нервная система позволяет ребенку систематизировать и запоминать большой объем информации и приобретать нужные навыки.
Для своей методики он использовал специальные карточки из картона, на которых были изображены фотоснимки зверей, птиц, растений, знаменитостей, математические действия, точки и т.д.

Для удобного применения карточки нбыли поделены на тематические группы. В течение дня родитель должен поочередно показывать эти карточки, чтобы тот запоминал новые изображения, рисунки, картинки.

Карточки Домана

Преимущества методики Домана:

  • ускорение дошкольного развития ребенка;
  • улучшение внимания;
  • вовлечение родителей в занятия по раннему развитию детей дошкольного возраста (игровой способ познания, позволяет ребенку привить любовь к новым знаниям);
  • расширение возможностей ребенка за счет большого информационного потока.

К недостаткам методики относятся:

  • необходимость в большом объеме дидактического материала (нужны карточки для детей с рождения);
  • слабо развивается предметная деятельность, сенсорика и моторика;
  • карточки не позволяют развить логику, умение систематизировать и анализировать факты;
  • методика практически не связана с игровой деятельностью и творчеством;
  • есть риск перегрузки нервной системы ребенка из-за существенного количества новой информации.
Несмотря на недостатки, система развития Домана является отличным дополнением к любой методике. Ее принципы могут использоваться практически в любой области, начиная с чтения и заканчивая страноведением. 

Монессори

Принцип этой развивающей методики заключается в том, чтобы родители помогали своим детям проявлять самостоятельность в процессе обучения. При этом для ребенка создаются особые условия.

Программа обучения была разработана в начале 20-го столетия. За основу в ней берется индивидуальное отношение к детской личности непосредственно с момента рождения ребенка. Это требуется для того, чтобы у него сформировался интеллектуальный потенциал отдельно на каждой стадии развития (3 г., 7 лет и т.д.).

Монтессори

Основными принципами методики являются: 

  • в одной группе объединены дети разных возрастов;
  • занятия не фиксированы. Ребенок может выбирать то, что ему нравится в любой момент времени;
  • обучение ведется посредством самостоятельного получения информации, вместо традиционного пояснения учителя;
  • обучение не предполагает сидение за партой. Дети могут вставать, ходить, стоять на голове и т.д.;
  • используются специальные наборы игрушек — авторские разработки автора программы;
  • в основе временного промежутка не урок, а трехчасовой рабочий цикл;
  • занятия могут проводиться только лицензированными специалистами.

Ребенок в этой методике занимает главенствующее положение. Вокруг него формируется среда, в которой он сможет самостоятельно обучаться.

Учитель только наставляет детей, не принимая особого участия в процессе.
Среди основных положений развивающей программы — наблюдение за действиями ребенка и полный отказ от вмешательства.

!Исключением являются лишь такие ситуации, когда ребенок сам попросит о помощи.

Автор методики предлагает выделить следующие образовательные зоны в окружении ребенка:
— космическая;
— обыденная (практическая);
— речевая;
— математическая;
— сенсорная.

Пространство каждой зоны необходимо заполнить образовательными материалами, соответствующими возрасту обучающегося: пирамидки, книжки, щетки, сосуды, сортеты и т.д.

Изначальный вариант этой методики предполагает обучение детей, возраст которых не менее 3 лет. Но она включает в себя упражнения, которые могут заинтересовать ребенка и младшего возраста.

Монтессори-методика предполагает деление по разновозрастным группам развития детей в первые годы жизни. Этот принцип имеет немало преимуществ, т.к. старшие дети начинают заботиться о младших.

Плюсы и минусы методики

Плюсы Минусы
приучение к самодисциплине требуется участие родителей или педагогов,

т.к. они должны будут ответить ребенку на вопросы, связанные с использованием пособий

богатый выбор материалов и пособий для обучения и развития материалы этой методики стоят дорого, однако их можно сделать самостоятельно
усвоение навыков самообслуживания большая часть упражнений ориентирована на логику, сенсорику и интеллектуальное развитие, а игровая, эмоциональная и творческие сферы остаются практически без внимания
улучшение психического здоровья классический вариант не предполагает чтения сказок и ролевых/сюжетных игр

Сегодня методика получила широкое распространение, как на Востоке, так и на Западе. В России появляются школы, которые заимствуют ее методологию лишь частично.

Система Зайцева

Основатель методики филолог Николай Зайцев. В конце прошлого века он создалл эффективную систему, позволяющую обучать детей математике, письменной грамоте и даже иностранному языку.
Методика базируется на игровом процессе, поэтому ребенок может заинтересоваться занятиями.

Зайцев
Одно из условий зайцевской обучающей системы — раскрепощенная обстановка.!

В процессе обучения ребенку разрешено хлопать в ладоши, шуметь, переходить к другим обучающим материалам, смеяться.

В такой раскованной атмосфере у детей появляется возможность не только узнавать новую информацию, но и приучаться к выбору деятельности.

Плюсы и минусы методики

Плюсы Минусы
ускоренное обучение навыкам чтения в игровой форме дети, обучившиеся чтению по этой системе, сталкиваются с проблемами при выделении слогов из слов и озвучивании окончаний
возможность проводить занятия как в детском саду, так и дома при обучении в домашних условиях родитель должен сам обучиться этой системе, т.к. она имеет массу отличий от общепринятых обучающих принципов
возраст обучающегося варьируется от 1 до 7 лет
подготовка к обучению письму

Некоторые современные родители считают игровые кубики Зайцева одним из наиболее эффективных пособий для обучения буквам. Дети с помощью этой системы могут научиться читать в 3-4 года.

Школа Никитиных

Эта фамилия приобрела популярность еще при СССР. Супруги Никитины разработали программу для воспитания собственных детей.

Никитины были против того, чтобы родители ограничивали детскую природу различными новомодными «гаджетами», включая манежи и коляски.
Они следовали принципу самостоятельности ребенка. Их дети занимались тем, что им нравилось. Родители оказывали поддержку только при возникновении трудностей.

Никитинская система развития малышей в первые годы жизни предполагает методы физического воспитания и закаливающие процедуры. Для этой цели в доме необходимо создать особые условия (приобрести тренажеры, спортивный инвентарь). При этом они должны выглядеть непринужденно в интерьере жилища.

Никитины считали, что основу умственного развития ребенка в раннем детстве состаляет дисциплина, самостоятельность и ответственность. Родителям при этом запрещено проявлять равнодушие относительно детского времяпрепровождения и развития. Они должны принимать непосредственное участие в занятиях детей, подавая им пример и воспитывая лидерские качества. 
! Согласно видению Никитиных, родители должны начинать «воспитывать» своих чад непосредственно с момента зачатия. Все, о чем думает мама в период беременности, все, что она ест, пьет и видит оказывает влияние на будущего человека.

Достоинства этой концепции раннего развития:

  • эффективно развивает интеллектуальные способности;
  • применяется для раннего развития ребенка от 1 года до школьного возраста;
  • прививает детям знание того, что самостоятельность — это норма;
  • в качестве обучающего принципа используется игровой процесс;
  • методика ориентирована в основном на развитие движений у детей раннего возраста;
  • улучшение воображения и логики;
  • использование дидактических игровых приспособления (уникуба, кубиков Никитиных).

Недостатки методики личностного развития:

  • закаливание используется как норма в воспитании;
  • этот образ жизни не соответствует жителям крупных городов;
  • неусидчивость ребенка, т.к. он самостоятельно подбирает занятия;
  •  ускоренная динамика развития может стать причиной потери интереса к обучению в школе.

Польза или вред этой системы обсуждается до сих пор. Но некоторые ее принципы затрагивают и современные проблемы развития детей.

Сесиль Лупан

Сесиль Лупан — актриса из Бельгии. Она решила разработать и популяризировать собственную развивающую методику, учитывающую основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте и все его личностные характеристики.

Эта система представляет собой комплекс обучающих занятий, построенных с учетом предпочтений и индивидуальности ребенка. В своих работах Сесиль рекомендует родителям общаться с ребенком непосредственно с момента его рождения и не волноваться, что он может чего-то не понять. Автор считает, что в таком случае у ребенка быстрее сформируется аналитическое мышление.
!В первые месяцы жизни дети начинают привыкать к речи своих родителей. Лишь после этого звуки для них приобретают смысл. После того как ребенок начнет выговаривать простые слова, необходимо приступать к чтению.

Лупан советует писать каждое отдельное слово большими буквами. Размещать написанное следует на объектах, которые ему соответствуют. Например, табличка с надписью СТУЛ будет помещена рядом со стулом, а ДИВАН — около дивана.

Основной замысел автора состоит в том, чтобы не оказывать ребенку опеку и внимание, вызывая у него собственный интерес.

Достоинства:

  • занятия затрагивают основные показатели (сенсорику, эмоциональную и интеллектуальную сферы);
  • ребенок тесно взаимодействует с родителями;
  • система подходит для занятий в домашних условиях;
  • уделяется внимание физическому развитию;
  • возможность обучения детей до 1 г.;
  • учитываются особенности развития детей раннего возраста;
  • стимулирование интереса к познанию окружающей среды.

Недостатки:

  • родителям необходимо проявить полную самоотдачу;
  • для обучения требуется много дидактических пособий.

Несмотря на то что эта методика учитывает особенности развития и воспитания детей раннего возраста, она до сих пор провоцирует шквал критики в свою сторону. И прежде всего, потому что ее автор не была педагогом.

Вальдорфская система

Эта программа предполагает предельное развитие способностей детей и приобретение ими уверенности в своих силах.
По сравнению с другими методиками, этот принцип не подразумевает предоставления детям умственных задач до достижения 7-летнего возраста.

!Так, дети только в 3-м классе начинают учиться читать. В дошкольном возрасте им даются игровые приспособления, произведенные исключительно из натуральных составляющих (шишек, сухой травы и т.д.).
ВольдорфскаяВальдорфская школа делает акцент на комфорте процесса обучения. На занятиях не принято выставлять оценки, нет духа соперничества, в классе допускается собирать не более 2 десятков учеников.
Приоритетное направление системы — творческая деятельность, развитие фантазии. Для этого методика ограничивает использование телевизора, персонального компьютера и телефонов.
Принципы обучения выстраиваются в зависимости от возраста:
— обучающиеся младше 7-летнего возраста перенимают навыки, подражая взрослым;
— от 7 до 14 лет — задействуют эмоциональную составляющую для лучшего усвоения навыков и знаний;
— с 14 лет — используются интеллектуальные способности и навыки логического мышления.

Преимущества:

  • основной упор делается на творчество и воображение;
  • процесс обучения проходит в максимально комфортных условиях;
  • происходит устойчивое развитие независимости.

Недостатки:

  • практически полное отсутствие учета особенностей развития детей раннего возраста;
  • отсутствие подготовки к школе;
  • недостаточная адаптированность к реалиям современного общества.

Большинство родителей относятся с осторожностью к этой своеобразной методике, полагая, что она находится в отрыве от последующего школьного обучения.

Тюленева

Эта методика создана социологом с педагогическим образованием П.В. Тюленевым. С ее помощью ребенка можно в кратчайшие сроки обучить математике и грамоте, развить спортивные и музыкальные навыки.

Создатель методики считает, что ребенок должен всесторонне развиваться с самого рождения. Для этого ему необходимо обеспечить тактильные раздражители.

Периодизация занятий

— до 2 месяцев — ребенку демонстрируют различные геометрические фигуры, изображенные на листе бумаги;

— 2-4 месяца — детям показывают картинки цифровых и буквенных символов, деревьев, животных;

— 4 месяца — ребенка обучают игре «Игрушкобол», во время которой он скидывает игровые приспособления со своей кроватки;

— 5 месяцев — рядом с детьми кладут различные музыкальные инструменты;

— с 6 месяцев — ребенка обучают буквам с помощью магнитной азбуки;

в 8 месяцев его просят назвать букву, после 10 месяцев — показать ее;

— после 1,5 лет с детьми начинают играть в шахматы;

— с 2-летнего возраста ребенка приучают к компьютерной клавиатуре;

— с 3 лет ребенок должен попробовать вести дневник на компьютерном устройстве.

Достоинства и недостатки методики

Плюсы Минусы
родителям не придется тратить много времени на упражнения возможные проблемы с поиском хороших пособий
ребенок получает разностороннее развитие трудно оценивать эффективность занятий
занятия подходят всем детям жесткие ограничения
эффективная подготовка к учебе в школе практически не учитываются особенности по возрасту
возможность раскрыть задатки ребенка ребенок ограничен в познавательной деятельности
 преобладание интеллектуальной составляющей

Железновых

Эту программу создали Е.С. и С.С. Железновы — отец и дочь. В первое время целью образовательной системы являлось выявление и дальнейшее развитие музыкальных способностей для подготовки детей от 3 до 5 лет к обучению в учреждениях музыкального образования. Однако со временем методика приобрела обобщенный формат.

Система построена на следующих принципах:

— участие родителей на занятии считается важным и необходимым;

— к музыке дети приобщаются с помощью движения;

— на занятиях применяются фонограммы, вызывающие удовольствие и интерес у ребенка.

Существенных недочетов у этой образовательной системы нет.

!Эксперты рекомендуют родителям обратить внимание на такие моменты:

  • некоторые движения и стихотворения из методики Железновых трудно повторить или запомнить;
  • дети должны придерживаться инструкции;
  • чаще всего предоставляются однотипные стихи с одинаковыми словами и рифмами.

Виноградовой

Наталья Федоровна уверена, что между дошкольным и школьным звеном должна существовать четкая взаимосвязь.

Основной упор в дошкольном обучении должен быть сконцентрирован на подготовке к нуждам школьного образования, а именно:

  • формированию аналитического склада ума;
  • способности получать информацию самостоятельно;
  • развитию духовной культуры.
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учитьсяВ.А. Сухомлинский

Гмошинской

Целью этой образовательной методики является привитие ребенку творческих навыков (рисования). При этом детям разрешается использовать не только фломастеры, но и собственные ладошки и пальцы.

художники в памперсахКонцепция возникла на базе популярного в Европе метода грудничкового рисования.

  • «художники в памперсах» начинают рисовать уже в 6 – 7 мес.;
  • к этому моменту дети уже полностью готовы к творчеству;
  • взрослый выступает исключительно в качестве помощника и партнера;
  • желательно, чтобы в процессе участвовали оба родителя.
!Главное условие для реализации метода – родители должны иметь большое желание эмоционально включаться в работу вместе с детьми.

Восточные методики

Все восточные системы ускоренного развития детей объединяют такие принципы:

  • ребенка необходимо ценить, не злиться на него, создавать комфортную обстановку во время занятий;
  • ребенка нужно начинать воспитывать и развивать с раннего возраста, чтобы добиться максимальной эффективности;
  • своему ребенку обязательно нужно верить;
  • нужно учитывать способности, интересы и особенности каждого ребенка.

Сузуки

Доктор Сузуки считал, что музыкальность является способностью, которую можно и нужно развивать у ребенка. К таким выводам он пришел, когда увидел, что дети легко осваивают не только родной, но и иностранные языки.

!Специалист придерживался того мнения, что людей нельзя делить на не музыкальных и музыкальных, т.к. в этом случае многое зависит от преподавателей и родителей.
музыка

Автор системы отмечает такие моменты, на которые нужно обратить внимание родителям, у которых ребенок учится говорить:

  • чем раньше ребенок начнет обучаться, тем лучше, причем это касается не только музыкального творчества, но и многих других сфер;
  • роль родителей в воспитании ребенка — одна из важнейших составляющих для эффективного обучения;
  • ребенок должен с самого начала развивать память;
  • родителям не нужно стремиться воспитать из своего сына или дочери гения.
Доктору Сузуки удалось воспитать целый ансамбль скрипачей, возраст которых не превышал 5 лет. Музыканты безошибочно исполняли Моцарта, Баха и Вивальди.

Шичиды

Сегодня система обучения детей, разработанная профессором Макото Шичидой, приобретает все большую популярность. Его внимание акцентировано на развитии правого мозгового полушария, которое отвечает за творчество. Профессор считал, что это позволяет выработать у ребенка практически неограниченные возможности памяти и интеллекта.

Развивать правое полушарие Шичида предлагает с помощью повторения коротких заданий на разные темы. Для решения одной задачи дается не больше 5 минут. Рекомендуется возраст от 3 месяцев до 7 лет.

Принципы обучения
  1. Создание благоприятной и комфортной обстановки в процессе обучения. В школах, где применяется эта методика, дети объединены в группы по 5-6 человек. При этом на занятиях должны присутствовать отец или мать ребенка. Ощущение родственной связи позволяет детям чувствовать себя уверенно и безопасно. Занятия проводятся в расслабленной обстановке, а время для них подбирается при учете хорошего настроения у ребенка.
  2. Длительность 1 занятия не должна превышать 50 минут.
  3.  Чтобы занятия в школе Шичиды проходили максимально эффективно, ребенку перед ними необходимо создавать хорошее настроение. Это можно сделать с помощью специальной музыки.
  4. Разнообразие форм и активность обучения. Система Шичиды затрагивает множество сфер — музыкальную, гуманитарную, лингвистическую, математическую, физическую. При этом каждое из занятий обязательно должно вызывать у ребенка неподдельный интерес.

Для занятий по системе Шичиды применяются такие упражнения и игры:

  • развивающие воображение игры;
  • упражнения, направленные на развитие экстрасенсорных способностей;
  • показ карточек для развития фотографической памяти;
  • сборка конструктора и пазлов;
  • физические упражнения;
  • музыка;
  • чтение художественной литературы;
  • рисование, лепка.

Некоторые родители считают, что такое раннее развитие положительно сказывается на ребенке в будущем.

Масару Ибука

Эта методика от японского бизнесмена называется «После трех уже поздно». Она основывается на индивидуальном выстраивании развивающей программы для каждого ребенка.

После трех поздно

При этом учитывается то, что для детей не важно, какие процессы мыслительного плана считаются простыми, а какие — сложными.

Философия Ибуки гласит, что дети легко и просто осваивают даже сложные навыки. В своей книге Ибука дает такие рекомендации:

1. Ребенок должен заучивать стихотворения наизусть. Зафиксированы случаи, когда 2-летние дети наизусть рассказывали большие отрывки из произведений Чуковского.

2. Ребенка нужно как можно чаще брать на руки. Тактильный контакт с родителями позволяет сформировать в нем отзывчивость, восприимчивость и другие человеческие качества. Однако в этом деле необходимо соблюдать меру, чтобы не избаловать заботой и лаской.

3. Ребенка нужно окружить признанными музыкальными шедеврами и произведениями искусства.

Кумон

Главенствующий принцип этой обучающей методики — «к сложному от простейшего».

Основой ее выступает самостоятельное обучение дома. При этом родители должны только проверять выполненные задания. Метод ориентирован на самостоятельное получение умений и знаний.

Из истории...
Тору Кумон – японский математик разработал метод интуитивно для того, чтобы повысить успеваемость своего ребенка. Однажды его жена нашла у сына смятый листок с проваленным тестом по математике. Тогда Тору стал ежедневно заниматься с ним решением примеров. Он заранее готовил математические задачи такой сложности, какую мог решить ребенок и постепенно усложнял их. Так и появился этот метод.
  • Эта система позволяет воспитать в ребенке привычку познания окружающей действительности, дает ему понять, как, почему и зачем важно развиваться.
  • Занятия, включенные в методику Кумон, помогают ребенку понять, что его способности позволят ему добиться чего-то самостоятельно. Поэтому он будет полностью готов к свершениям.
  • Дидактический материал по системе Кумон в основном представлен в виде тетрадок с заданиями. Они рассчитаны на детей старше 2 лет.

Развивающая динамическая гимнастика

С помощью динамической гимнастики можно удовлетворить двигательные потребности ребенка младше 1 г.

Методика была разработана И.Б. Чарковским. По сравнению с привычной гимнастикой, эта система упражнений предполагает больше движений.

Дети, родители которых занимались с ними по этой системе, вырастают более активными и энергичными. Кроме того, они обладают более устойчивым иммунитетом, который обеспечивает эффективную защиту от многих болезней.

Основные преимущества системы:

  • устранение колик у новорожденных;
  • стабилизация тонуса мышц;
  • улучшение координации движений;
  • благоприятное влияние на умственное развитие;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата и прочих систем детского организма;
  • улучшение обмена веществ;
  • предупреждение травматизма;
  • повышение стойкости организма к неблагоприятным внешним факторам;
  • улучшение пространственной ориентации у ребенка.
!Кроме того, этот комплекс упражнений обеспечивает ребенку крепкий и здоровый сон, а также повышает аппетит, ловкость, гибкость, силу и многие другие качества.

Специалисты подчеркивают, что дети, родители которых занимались с ними динамической гимнастикой, способны быстрее начать удерживать голову, ползать, ходить и разговаривать.

Методика представляет собой комплекс лечебно-оздоровительных манипуляций. Она применима к детям с первого месяца жизни до 1 г.

Комплекс состоит из:

— игр;

— закаливающих процедур;

— занятий на фитболе;

— массажных процедур;

— гимнастических упражнений.

 Основу упражнений составляет кратковременное, но интенсивное напряжение/расслабление детских мышц.  

При этом участвует все тело, происходит развитие вестибулярного аппарата, т.к. занятия проводятся в разных позах.

Кроме этого, упражнения, включенные в комплекс динамической гимнастики, улучшают состояние при таких патологиях как:

  • косолапость;
  • мышечный гипотонус/гипертонус;
  • сколиоз.
!Однако для того, чтобы ребенок получал пользу от этого вида гимнастики, нужно соблюдать технику исполнения упражнений и начинать занятия под контролем специалиста.

  • В первые дни занятий движения должны быть медленными и аккуратными. Их длительность должна быть не более 10 минут. С возрастом упражнения становятся сложнее, а интенсивность тренировки повышается.
  • Перед гимнастикой мышцы ребенка необходимо разогреть. Не рекомендуется прибегать к занятиям после приема пищи. Нужно подождать хотя бы 1,5 часа после еды.
  • Кроме этого, нежелательно обращаться к гимнастике перед сном.
Основные упражнения
  • Покачивания. Нужно взять младенца за руки и аккуратно раскачивать, постепенно повышая амплитуду.
  • Крестик. Руки ребенка нужно развести в разные стороны, а самого его медленно поднять. Затем его нужно вернуть в исходное положение.
  • Вправо-влево. Для выполнения этого упражнения нужно осторожно взять младенца за ноги. Держа за нижние конечности, нужно поочередно поворачивать его тело вправо и влево.
  • Пружина. Ребенок должен ногами упереться в живот одного из родителей. Его нужно тянуть к себе за руки.

Обращаться к таким занятиям можно с 3-недельного возраста.

Грудничковое плаванье

Эта методика физического развития для маленьких детей сегодня имеет широкую популярность. С ее помощью у родителей есть возможность научить младенца нырять и плавать. Кроме того, грудничковое плавание крайне полезно для детского организма.

!В материнской утробе развитие плода происходит внутри амниотической жидкости, поэтому сразу после появления на свет у ребенка остается способность удерживаться на воде. Если его с ранних лет приучать к плаванию, то рефлексы будут только усиливаться, а сам он получит крепкое здоровье, полезные навыки, правильное и стабильное развитие.

Водные процедуры оказывают такое влияние на детский организм: грудничковое плавание

  1. Респираторная система. Когда ребенок плавает в воде, в его легких улучшается дренажная функция. Это является отличной профилактикой инфекционных патологий и оказывает выраженное оздоровительное действие. Ребенок совершает вдох, а его носоглотка очищается и тщательно промывается.
  2. Сердце и сосуды. Движения, которые дети грудного возраста совершают во время плавания, способствуют улучшению функции кровообращения. Кроме того, они позволяют укрепить сердце и стенки кровеносных сосудов, улучшая процесс кроветворения в организме.
  3. Мочевыводящая система. Интенсивная работа мускулатуры улучшает работу почек, поэтому в их развитии не происходит никаких нарушений. В результате этого процесса из организма быстрее выводятся токсины, шлаки и другие вредные вещества.
  4. Кости и мышцы. Во время плавания нагрузка на костные ткани, связки, суставы и мускулатуру распределяется равномерно благодаря давлению воды. Это обеспечивает гармоничное развитие детского тела. Кроме того, двигательный аппарат ребенка существенно укрепляется, преодолевая сопротивление. Дети, которые начинают плавать в грудном возрасте, начинают быстрее ходить, у них отсутствуют проблемы с осанкой и позвоночником.
  5. Нервная система. Грудничковое плавание улучшает кровоснабжение и питание головного мозга. Упражнения также нормализуют работу центральной нервной системы. У ребенка при этом улучшается настроение и стабилизируются эмоциональные реакции на внешние раздражители.
  6.  Иммунная система. Ее укрепление обеспечивается привыканием к резким перепадам температуры.

Занятия плаванием могут принести пользу почти всем детям.

!Но есть ряд состояний, при которых они могут быть наиболее полезными:

  • повышенный мышечный тонус;
  • ДЦП (церебральный паралич у ребенка);
  • кривошея;
  • вялость мускулатуры;
  • недостаточная масса тела при рождении;
  • врожденные дефекты мускулатуры и костной ткани;
  • тяжелые патологии суставов.
Рефлексы плавания теряются младенцем спустя 2-3 месяца после его появления на свет. Если за этот короткий срок родители не начнут посещать со своим ребенком грудничковое плавание, то в будущем ему будет сложно обучиться этому навыку. К первым тренировкам рекомендуется обращаться, когда ребенок достигнет возраста 3-4 недели.

Для постоянных занятий можно использовать большую ванну или бассейн. На первых занятиях процедуры должны производиться под тщательным контролем специалиста-инструктора.

Необходимо учитывать и то, что некоторым младенцам противопоказано грудничковое плавание. Делать вывод по этому поводу должен только врач. Основные противопоказания:

— инфекционные заболевания, включая туберкулез, сифилис, вирусные формы гепатитов;
— тяжелые воспалительные процессы, сопровождающиеся высокой температурой;
— проблемы с ОДА (опорно-двигательным аппаратом), требующие надежной фиксации ног или рук;
— патологические процессы, сопровождающиеся образованием гноя;
— прогрессирующая стадия печеночной и почечной недостаточности;
— дерматологические патологии, сопровождающиеся выделениями;
— недостаточность сердца;
— открытые раны;
— психические заболевания с припадками.

Если занятия грудничковым плаванием будут проводиться в домашних условиях, то следует предусмотреть следующее:

  1.  Для тренировок необходимо подобрать правильное время. Ребенок перед занятиями обязательно должен хорошо выспаться. Запрещается заниматься, если он недавно поел или испытывает чувство голода. Специалисты рекомендуют обращаться к процедуре минимум через 60 минут после кормления.
  2. Родителям для себя необходимо постелить прорезиненный коврик. Это нужно для того, чтобы предотвратить случайное скольжение.
  3. Предварительно нужно подготовить чистую пеленку, которая будет использоваться для обтирания ребенка.
  4. Если младенец отказывается заниматься, то не следует его заставлять. В такой ситуации можно пропустить 1-2 занятия.

Перед тем как приступать к таким занятиям, необходимо проконсультироваться с педиатром. В противном случае можно столкнуться с различными проблемами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector