Все самое интересное о физическом развитии вашего дошкольника

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основным критерием, по которому родитель или педиатр может определить состояние здоровья ребенка, узнать о его самочувствии. Своевременная диагностика может помочь выявить недостатки в психоэмоциональном развитии, поскольку оно напрямую связано с физическими параметрами ребенка.

Тем родителям, которые особенно переживают за здоровье своих малышей, следует обязательно прочитать следующие пункты, считающиеся «жизненной нормой развития»:

  1. Каждый раз, когда вы думаете, что вот наконец ваш ребенок стал набирать вес нормально, на приеме у педиатра выясняется, что он (или она) теряет в весе или не набирает его вовсе;
  2. Не важно во сколько месяцев ваш малыш сел, пополз, сделал свой первый шаг, научился читать и т.д. Дети ваших друзей или соседей сделают все это раньше;
  3. Малыш демонстрирует свои новые способности на глазах у одного из родителей, НО напрочь отказывается повторять их на глазах у другого;
  4. Дети начинают лезть везде, где не нужно еще до того, как вы успеете поставить защиту (скажем, запереть дверцы шкафчиков, розетки и т.д.);
  5. С развитием и усложнением моторных функций у ребенка появляются все новые и новые способы травмировать себя;
  6. Дети демонстрируют свои самые выдающиеся способности в тот момент, когда у вас под рукой нет камеры или разряжен телефон.

Для чего нужна диагностика физического состояния?

В современной медицине разработан ряд централизованных показателей, которые помогают оценить физическое состояние ребенка, узнать, соответствует ли оно его биологическому возрасту. Педиатр использует таблицы, содержащие границы норм веса, роста, объема головы, груди для детей разного возраста, пользуется специальными расчетными формулами. При этом методы, с помощью которых производится диагностика, постоянно совершенствуются.

Это интересно!
эволюция

  • C момента рождения до зрелости, размер головы ребенка удваивается.
  • При этом размер туловища утраивается.
  • Руки увеличиваются в длине примерно в 4 раза.
  • Ноги увеличиваются аж в 5 раз!

Посещать специалиста следует регулярно. Это позволит вовремя выявить даже небольшие психофизические отклонения, которые впоследствии могут стать причиной возникновения хронических заболеваний или нарушения в развитии некоторых органов.

Это правда, что дети утраивают свой вес до первого дня рождения. Обычно они удваивают свой вес в первые пять месяцев жизни.

Родители не всегда понимают, для чего нужно проводить частые обследования, если ребенок родился здоровым. Однако этого фактора недостаточно, поскольку в ходе развития могут возникнуть препятствия, обусловленные неправильным питанием, неблагоприятной экологической обстановкой, недостатком двигательной активности у детей и т. д. Это может привести к проблемам различного характера, например, к замедлению роста.

Что такое физическое развитие ребенка?

В ходе физического развития происходит процесс увеличения длины тела, формирование его органов и функций, набор массы. На этот процесс влияют пол, индивидуальные особенности организма, имеющие генетический характер, а также окружающая среда. При задержке физического развития (ЗФР) принимаются меры по ее устранению.

Первый год жизни

С момента рождения и до 1 года ребенок проходит интенсивную стадию роста, благодаря которой видоизменяются скелет младенца, его внутренние органы, происходит развитие произвольных движений. На этом этапе легче всего выявить даже небольшие отклонения, поскольку осмотр новорожденного осуществляется ежемесячно.

  • В первые 2 месяца у ребенка должен выработаться навык держания головы, способность ее поворачивать. Младенец должен уметь отзываться на голоса близких людей, следить глазами за объектами, которые движутся.

  • В возрасте 3 месяцев можно наблюдать, как ребенок из положения лежа на животе переворачивается на спину. Если взрослый берет его на руки, младенец может удерживать голову и верхнюю часть тела. Уменьшается подвижность позвоночника. При диагностике педиатр держит ребенка под мышки, для того чтобы определить, пытается ли он отталкиваться ногами от поверхности, на которой стоит.

Тонус рук к 3 месяцам снижается, кулаки постоянно уже не сжимаются. Если тонус остается повышенным, назначают оздоровительный массаж. Ребенок старается поддерживать руками емкость, из которое его кормят, или же грудь матери.

  • К 4 месяцу дети должны подтягиваться, если их слегка потянут за руки, когда они находятся в положении лежа на спине. К концу 5 месяца ребенок пытается сидеть, может поворачиваться на бок.
  • На 6-8 месяц происходит резкий скачок в изменении физических показателей, благодаря чему ребенок может сидеть, ползать, пытается дотянуться до интересующих его предметов, взять их в рот, укусить.
Вас это удивит!

Это правда, что некоторые коренные народы в Америке привязывают своих новорожденных младенцев к колыбельке на протяжении первого года жизни.

ОДНАКО, несмотря на это, такие дети начинают ходить практически сразу после года, преодолевая стадии «ползания» и «стояния» в ускоренном режиме. Основываясь на этом удивительном открытии, ученые пришли к выводу, что навык ходьбы появляется у детей ИМЕННО в тот момент, когда они биологически к этому готовы, не взирая на различные дополнительные аспекты.

До 1 года у детей происходит процесс обучения ходьбе. Они пытаются самостоятельно перемещаться с помощью опоры или же просятся на руки ко взрослым. На этом этапе небольшое отставание в физическом разитии разитии ребенка является нормой. Первые самостоятельные шаги ребенок может сделать только в том случае, если его скелет сформирован в нужной степени.

3 глобальных направления в развитии до года

  1. Цефалокаудальное  Развитие организма происходит по направлению от головы к «хвосту», или в случае с человеком – к нижним конечностям. Дети сперва начинают держать голову, затем контролировать верхнюю часть тела и только после этого – нижнюю.
  2. Проксимо-дистальное Развитие организма происходит от центральной оси (позвоночника). Мозг посылает сигналы в позвоночный отдел организма ребенка прежде, чем в работу начинают включаться ручки и ножки. Ручки новорожденного по длине практически равны голове. А теперь посмотрите, насколько длиннее руки взрослого человека.
  3. Дифференциация По мере взросления, изменения в проявлении физических реакций ребенка становятся менее заметными, но более специфичными. Сперва ребенок учится только захватывать и удерживать объекты. Далее – усложняется механизм удержания, развивается мелкая моторика.

Оценивают состояние новорожденного по параметрам веса, роста, окружности головы по отношению к объему грудной клетки. При этом для новорожденных, которые появились на свет раньше положенного времени, существуют отдельные параметры. Существуют такие показатели и для детей, которые родились крупными: их развитие идет медленнее.

Природа или воспитание?

В развитии восприятия у детей, также как и в развитии других показателей, природа и последующее воспитание (внешнее влияние родителей, специалистов и т.д.) незаменимы в равной степени. Врожденные (природные) факторы раскрываются в процессе развития человеческого организма.

Воспитание слоем накладывается на физические показатели, как бы «социализируя человеческого детеныша». Известны многочисленные примеры, когда своевременная работа с врожденными дефектами или ограниченными функциями организма позволяла практически полностью нивелировать эти природные данные.

Пословица «Поспешишь – людей насмешишь» в данном случае имеет обратный характер…

Дети с года до двух лет

С 1 до 2 лет, несмотря на замедление темпа роста, продолжается формирование костей. На этом возрастном этапе тоже следует проводить обязательный медицинский осмотр. Специалист проверяет осанку, стопы, определяет, сформированы ли необходимые навыки. На этот этап приходится интенсивное развитие двигательных навыков детей.

Дети в 2 года должны уметь стоять на носочках, подпрыгивать, ходить по лестнице вверх и вниз, играть с мячом (катать его, подбрасывать, кидать или пинать).

овощиГодовалые дети уже практически «всеядны». В основном они копируют пищевые привычки взрослых.

Удивительно, что если мама во время беременности ела много овощей и фруктов, ребенок с большей долей вероятности будет также любить их.

Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет можно развить правильные вкусовые пристрастия у ребенка.

Особо важно в этот период подбирать правильную обувь, чтобы избежать отклонений при формировании опорно-двигательного аппарата. Обувь должна быть изготовлена из натуральных материалов, иметь жесткую заднюю часть и ортопедическую стельку, чтобы не развилось плоскостопие.

До 2 лет формируется иммунная система организма. Чтобы повысить его защитные функции, необходимо проводить процедуры закаливания. В 2 года ребенок должен уметь ходить в туалет. При этом процесс приучения к горшку нельзя проводить в том случае, если ребенок находится в сонном состоянии. Лучше осуществлять эту процедуру непосредственно перед укладыванием.

Дети двух-трех лет

Оценка развития физического состояния детей 3 лет включает исследование их интеллектуальных способностей. Родители должны посвящать играм, направленным на развитие умственных способностей и физических параметров, одинаковое количество времени.

Основные показатели по выработке необходимых навыков сводятся к следующим:

  • умение стоять на носках и поочередно то на одной, то на другой ноге;
  • делать прыжки вперед;
  • ловить мяч с расстояния в 2 м, бросать его;
  • ездить на велосипеде;
  • делать 2 действия одновременно, например, прыгать и хлопать.
К размышлению

Двухлетний Миша сидит за столом в своем детском стульчике. Он берет горсть макаронин из тарелки рукой и кладет себе в рот. После этого он берет обеими руками стакан с молоком, подносит его ко рту и пьет. Затем он берет ложку, засовывает ее в стакан с молоком и начинает вращать ею. Он крутится, смотрит по сторонам и, наконец, роняет на пол макароны и молоко.

А теперь давайте посмотрим на поведение трехлетнего Вовы, который собирается лечь спать. Он аккуратно складывает свой игрушечный поезд в ящик, собирает кубики в коробку. Потом идет в ванную, подставляет стульчик, чтобы дотянуться до раковины, достает свою щетку, зубную пасту и чистит зубы. После этого он идет в кровать.

Оба мальчика – Миша и Вова, находятся в периоде взросления, называемом Раннее Детство (2 – 6 лет). Эти годы иногда также называют Игровым периодом. Сейчас мальчики развиваются менее интенсивно, чем в младенчестве. Они становятся заметно выше и умнее. Сейчас они формируются в маленьких «взрослых».

Развитие ребенка 3 лет предполагает формирование основных навыков по самообслуживанию. Дети умеют сами одеваться, завязывать шнурки на обуви, застегивать пуговицы. Однако многое в этих умениях обусловлено тем, какую степень свободы предоставляют родители своим детям. Если они не дают им пробовать свои силы, совершать ошибки, действия по самообслуживанию могут быть обретены только к 5-6 годам.

Нюансы
В норме родители должны приучить ребенка к горшку до 2-х лет. Однако до 3 – 4 летнего возраста могут случаться маленькие «инциденты». Не следует переживать по этому поводу.

Дети трех-четырех лет

Дети 3-4 лет могут бегать, прыгать, принимать участие в групповых играх. Набор веса и темп роста в этом возрасте замедляются. Ребенок может прибавить 1-2 кг и подрасти на 3-6 см. С 4 лет девочки по физическим показателям начнут опережать мальчиков. Однако все показатели носят индивидуальный характер, поэтому определить, в норме ли они, может только педиатр.

бегимотСуществует мнение, что избыточный вес у детей – это так называемый «детский жирок», который ребенок «перерастает» с течением времени.

На самом деле, в 90% случаев крупные детки становятся в будущем тучными взрослыми, со всеми вытекающими из этого проблемами.

Задача родителей вовремя взять под контроль эту особенность. Например, записать ребенка на спортивные секции, ограничить время перед телевизором и т.д.

! Беспокойство должно вызвать только резкое увеличение или снижение веса, сопровождающееся появлением складок на руках, животе. На этом фоне возникнут трудности с двигательной активностью. В таких случаях следует незамедлительно обращаться к врачу. Гибкость у детей этого возраста слабая. Физические упражнения должны развивать координацию движения у детей.

В 3 года ребенок должен иметь не менее 20 молочных зубов.

следНа этот возрастной период приходится некоторое уплощение стопы, что является естественным физиологическим явлением.

Правильный подход в развитии двигательной активности детей 4 лет поможет избежать возникновения плоскостопия. Нельзя перегружать ноги сильными физическими нагрузками, т.к. это может привести к гипертрофии костной ткани.

Дети с четырех до пяти лет

Дети 4-5 лет вступают в период, когда их физические возможности постоянно возрастают. Развивается мелкая и крупная моторика. На это время приходится развитие ловкости у детей. Родителям рекомендуется проводить комплекс упражнений на развитие коордиции коордиции движений.

Быстро увеличивается мышечная масса, однако происходит это неравномерно, из-за чего ребенок начинает быстро уставать. Необходимо учитывать эту особенность и давать детям время для отдыха.

🙂Дети малоактивных родителей, вероятнее всего также будут «диванными картофелинами» (англ. «couch potatoes») – лежебоками.

У физически активных взрослых, скорее всего будут такие же активные дети.

К 5 годам завершается окостенение скелета, наблюдается особая гибкость у детей. Родители должны уделять большое внимание формированию правильной осанки у детей. Силовых упражнений следует избегать.

мужское и женскоеАктивность мальчиков и девочек в этом возрасте начинает различаться. Мальчики вертлявые и непоседливые, они меньше времени проводят за выполнением однообразной работы.

Девочки же, становятся более сконцентрированными (в глобальном смысле). Одна из научных теорий объясняет это тем, что у девочек раньше начинают формироваться первичные гендерные различия.

До пубертада еще очень далеко. Это лишь первая крохотная перестройка гормонов.  

Закономерности развития предполагают увеличение емкости легких, что приводит к увеличению потребности в кислороде. Меняется тип дыхания: из брюшного становится грудным. При КФР — комплексном физическом развитии — следует помнить, что в этом возрасте быстро нарушается ритм сердечных сокращений. Это может стать причиной бледности лица или его покраснения, учащенности дыхания, появления одышки и плохой координации движений. При возникновении таких признаков следует сменить вид деятельности.

!На этот возраст приходится формирование культуры здоровья. Детям надо объяснять, что представляет собой здоровый образ жизни, что необходимо для его поддержания.

Дети шести-семи лет

На старший дошкольный возраст нередко приходится увеличение количества различных болезней. Чтобы укрепить защитные силы организма, дети 6-7 лет должны регулярно проходить процедуры закаливания: солнечные ванны, обтирания холодной водой, длительные прогулки на свежем воздухе и т. д.

Про болезни
температураВсе дети болеют. Незначительные заболевания, такие как ОРЗ, различные желудочные расстройства и т.д. способствуют укреплению иммунитета.

В организме ребенка образуются особые антитела, которые в последствии будут бороться с другими, более серьезными инфекциями.

  • 1 – 3 года — дети в норме могут переносить 8 – 9 незначительных болезней в год.
  • 4 – 10 лет – в норме 4 – 6 болезней в год.

Соответствует ли развитие физических качеств у детей дошкольного возраста норме, определяют по усредненным нормативам. Для этого проверяют показатели бега, прыжков, бросания мяча и др. Перед этим осуществляется медицинское обследование, которое позволяет отнести ребенка к группе здоровья, выявить хронические болезни. Нередко эта процедура необходима для поступления в детский сад.

В антропометрии существуют таблицы, которые содержат информацию о нормах роста для детей обоих полов:

Возраст Мальчик Девочка
5 лет от 108 до 114 см от 108 до 111 см
5,5 лет от 113 до 119 см от 111 до 117 см
6 лет от 114 до 120 см от 113 до 119 см
6,5 лет от 118 до 124 см от 116 до 122 см
7 лет от 121 до 128 см от 120 до 130 см

Физическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы развивать быстроту у детей этого возраста. Подвижные игры предполагают не только улучшение физиологических показателей, но и развитие волевой сферы у детей дошкольного возраста.

Важные советы родителям

Правильное питание

Меню детей любого возраста должно содержать продукты, богатые витаминами и микроэлементами. Следует исключить из рациона сладости, жареные блюда, продукты быстрого приготовления, приправы, газированные напитки и т. д. Ребенок должен употреблять как можно больше свежих овощей и фруктов.

Приблизительный план питания для 4 – 5 летнего ребенка на 1 день (1600 калорий)

Крупы / злаки

хлебобулочные

142 гр/день

Каша на завтрак, хлеб

Минимум 80 гр. цельнозерновых продуктов в день

Овощи 

овощи

450 гр /день

(Далее приводится в расчете на неделю)

  • Тёмно-зелёные овощи (335 гр);
  • Красные или оранжевые (900 гр);
  • Бобы или горох (225 гр);
  • Содержащие крахмал (900 гр);
  • Другие (785 гр)

 

Фркуты

фрукт

350 гр / день

Желательно упортеблять как можно больше.

Отдавать предпочтение именно свежим продуктам

(не консервированные, не соки)

Молочные продукты

молочка

560 гр / день

  • Такая пища богата кальцием, так необходимым детскому организму.
  • Желательно отдавать предпочтение обезжиренным или продуктам с 1% содержанием жира;
  • Стоит включить в рацион богатые кальцием соевые продукты.
Протеин

Курица

450 гр / день

Дважды в неделю ешьте морепродукты;

Не стоит слишком увлекаться мясными продуктами. Отдавайте предпочтение орехам, бобовым, различным семенам и т.д.

Готовьте мясо маленькими порциями.

Правильный режим

Спортивное развитие детей должно соответствовать их возрасту, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Подобрать наиболее подходящую нагрузку поможет специалист. Для эффективного развития необходимо правильно организовать режим ребенка. Деятельность должна быть распределена таким образом, чтобы она не приводила к быстрой утомляемости, невнимательности, снижению работоспособности.

Режим дня должен включать послеобеденный сон.

В норме ребенок 2 – 3 лет должен спать около 10 часов ночью и 1 – 2 часа в обеденное время.

После 4 лет ребенок может отказаться от обеденного сна, а спустя какое-то время снова к нему вернуться.

!Важно с ранних лет прививать детям понятие о гигиене. Делать это можно, начиная с 1-2 лет.

Чтобы привить интерес к спорту, можно создать дома небольшой спортивный комплекс, оснастив его современными средствами физического развития. Там ребенок сможет проводить регулярные тренировки. Гимнастику следует делать ежедневно. Она должна включать разные упражнения, в т.ч. на развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста или координацию у детей 4-5 лет. После 7 лет специалисты рекомендуют использовать развивающий комплекс упражнений для выносливости школьников.

Строевые занятия для мальчиков дошкольного и школьного возраста должны проводиться в физкультурном зале под руководством опытного инструктора.

Благоприятный эмоциональный климат

Технологии физического развития детей предполагают правильный эмоциональный заряд. Ребенок не должен бояться совершать ошибки или не соответствовать родительским ожиданиям. В детях следует развивать уверенность. Сделать это можно только в атмосфере дружелюбия, взаимной поддержки и понимания. Ребенка необходимо хвалить за достижение любого результата, поддерживать в нем веру в то, что в следующий раз ему удастся сделать больше.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector