С родителями про детскую самостоятельность без шуток

Что мы, родители, имеем в виду, говоря о детской самостоятельности…

  • Хотим ли мы видеть перед собой этаких маленьких независимых «взрослых», практически не нуждающихся в помощи старших?
  • Способны ли мы привить своим чадам определенные умения и навыки, позволяющие им вести в большей степени «автономное» существование?
  • Понимаем ли мы разницу между несамостоятельностью и глубокой привязанностью?

Только ответив на все эти вопросы, мы сможем выработать правильную тактику и не навредить становлению личности наших детей.

Говоря о фактах, самостоятельность детей дошкольного возраста проявляется уже в первые 2-3 года жизни. Проявление инициативы — часть естественного пути развития каждого человека.

Мнения
Давайте возьмем научно-популярный американский журнал «Psychology Today». Вот, что там говорится о самостоятельности:

бизнес леди«Одной из важнейших целей современного воспитания является формирование независимых, самостоятельных личностей… Таковы реалии и требования современной жизни. Иногда доброжелательность и чрезмерная родительская любовь блокирует данный естественный процесс…».

Дальше можно не продолжать. Современная западная культура «гипертрофированных индивидуалистов» – результат того, что самостоятельность ставится во главу угла, а не формируется, как ОДНА ИЗ составляющих личности.

О пользе личного примера

Ничто, запомните, НИЧТО в наших детях не появляется само по себе! Сегодня все и всюду привыкли перекладывают ответственность за воспитание детей на других. Виновата школа, плохая компания, телевизор – что угодно, только НЕ СЕМЬЯ. На самом деле, даже в пубертадный период, когда ребенок видимо игнорирует родителей, он подсознательно ориентируется на их модель поведения. Что и говорить о 2 – 3 летних малышах. Инициатива и самостоятельность детей зависят от проявления активности родителей:

  1. Занятия спортом всей семьей. Можно 1000 раз говорить ребенку о важности физкультурных занятий, но если мама и папа при этом будут лежать на диване перед телевизором в свободное время, результат будет нулевым.
    Случай из жизни
    Луи АндерсонПомню был в моей группе один мальчик, таких обычно называют некрасивым словом «увалень». Он был не то, чтобы полный, но какой-то весь вялый и мягкий. Неактивный, неспортивный. Его в садик приводила бабушка.А однажды привел папа. И тут я поняла с кого был сделан этот «Сору + Past». При этом, папа еще имел наглость пожурить сына, выпрашивающего у него мобильный для игр. Но я бы не стала здесь приводить этот пример, если бы все было так банально.В итоге, не знаю, что произошло в той семье, буквально за полгода на моих глазах, папа из «увольня старшего» превратился в «мистера Х при исполнении» — сбросил, без преувеличения 30 кг, и даже одеваться стал по-другому. Так вот, сынок его тоже магическим образом стал общительным, веселым и подвижным.Тамара Н. воспитатель детского сада «Солнышко»
  2. Выходные в кругу семьи. Польза совместного отдыха, даже не столько в том, что ребенок не «шатается где-то там», а в том, что он перенимает образ жизни родителей. Принимает за норму тот факт, что с родителями могут быть доверительные, расслабленные отношения, отличные от повседневной рутины.
  3. Совместная деятельность. Это может быть ремонт в квартире или прополка сорняков на дачном участке. Важно, чтобы в работе участвовали все члены семьи. Если родители не уверены в том, что ребенок хорошо справится с работой, следует дать ему самое легкое задание. Совместная творческая деятельность также может увлечь детей. Можно устраивать дома музыкальные вечера, организовывать театральные постановки.
    Знаете, какая на сегодняшний день самая большая проблема американских семей? Они не умеют совместно организовывать досуг. Работа родителей 24/7, а потом небольшое «окно» для отдыха — и все впадают в ступор. Что делать? Чем занять детей, когда их все время занимают сторонние люди? (По данным US DevChil Group, 2018)
  4. Участие в семейных советах. Проведение семейных собраний с целью решения каких-либо вопросов — еще один показатель активности, вовлеченности каждого члена семьи. Не стоит приглашать детей на совет, посвященный планированию семейного бюджета на текущий месяц. Однако ребенок может выбрать цвет обоев для своей комнаты. Даже если взрослые хотели бы оклеить детскую розовыми, а не оранжевыми обоями, необходимо учесть мнение ребенка. Участие детей в собрании не должно быть формальностью.
    Шутки ради 🙂
    — Сначала подрасти, выучись, начни зарабатывать, а потом будешь тут свои условия диктовать…Так всегда говорила моя бабушка. И хотя, я вырос нормальным, выучился и стал зарабатывать, «диктовать свои условия» мне больше не хочется никому. Отбили желание в детстве.

Нельзя подавать детям плохой пример!

И речь не только о глобальных «правонарушениях». Как некоторые говорят, мы ж не алкоголики и не наркоманы, так что, тебе с родителями вообще повезло. Привычки, товарищи, положительные привычки — наше все. Дети копируют каждую мелочь. Просто что-то проявляется сразу, а что-то спустя 20 лет.

Поощрение инициативы

Инициативность — одно из проявлений самостоятельности. Безвольная, пассивная личность, априори,неспособна брать на себя ответственность, а значит и проявлять самостоятельность.

!ОДНАКО, часто родители стараются защитить ребенка от воздействия неблагоприятных факторов окружающего мира. Нередко детям запрещают принимать самостоятельные решения, помогать в работе по дому и т. д. Папа и мама уверены в том, что ребенок еще маленький и не сможет хорошо справиться с заданием.

вопрос «…Долгое время мне казалось, что жизнь вот-вот начнется. Но на пути становления моей личности всегда находились какое-то препятствие. Мне нужно было что-то преодолевать, завершать какие-то дела, выкраивать на что-то время сверх того, что у меня имелось. Я думал, что только потом моя жизнь начнется. К счастью, наконец меня осенило — эти препятствия и были моей жизнью…»

Alfred D. Souza

Подавление инициативности и активности в раннем детстве приводит к неприятным последствиям в будущем. Дети вырастают слабохарактерными и безынициативными иждивенцами, избегающими ответственности за свои поступки. Став взрослым, такой человек постоянно нуждается в чьем-то руководстве. Если родителей не будет рядом, им будут управлять другие люди.

!Правда такова, что слишком инициативные дети могут использовать это свое качество, как во благо добра, так и для зла. Задача родителей, не принудить, но и не «отпустить вожжи», то есть не дать ребенку воспитывать себя самому. Он на это определенно не способен.

вопросикВот три проверенных лайфхака, которые помогут родителям взять «под контроль» инициативу своих детей:

  1. Позвольте детям самим выбирать себе любимый вид деятельности. Будь то живопись, танцы или боевые искусства – ребенок должен ощущать свободу выбора. И в то же время понимать – этой свободой его наградили родители, за это и ответственность на нем самом.
  2. Среда в которой растет ребенок не должна быть идеальной. Она должна максимально соответствовать реальному миру. Многие родители «залюбливают» своих чад до того, что во всем им потакают. Потом в реальной жизни таким детям очень тяжело, ведь они сталкиваются с различными реакциями.
  3. Лучший способ наглядного проявления инициативности – это результат долгого и упорного труда. Родители стимулируют ребенка заниматься одной и той же деятельностью на протяжении некоторого периода времени (спортивная секция, музыка, науки и т.д.), а после достижения результатов указывают на то, что это награда за упорный труд.
ФАКТЫ
  • На IQ приходится менее 25% жизненного успеха. Остальное принадлежит инициативе.
  • Дети, у которых нет способности проявлять инициативу, более склонны к депрессии.
  • Инициативные дети и подростки проводят за занятиями хобби и спортом в два раза больше времени, чем дети с низким уровнем развития инициативности.
  • Традиционная система дошкольного и школьного образования в России не имеет достаточно средств для развития детской инициативы.

Как развить самостоятельность и приучить к ней ребенка?

Из жизни

Не всегда (но ооооочень часто) меня откровенно раздражает медлительность, с которой моя дочь выполняет какие-то простые действия. Особенно это проявляется в те моменты, когда мы куда-то спешим. Например, утром:

— Мария, ешь свои хлопья быстрей!

— Угу…

— Маша, я не шучу! Мы сейчас опоздаем!

— Угу…

— Дочь, ну сколько можно… Дай сюда ложку, — выхватываю ложку и начинаю кормить ее сама.

Так дело идет значительно быстрее. А ведь ей всего 4 года.

Наверное, только святая мама не сталкивалась с подобной ситуацией. А, ведь, если разобраться, главной виновницей образовавшейся спешки маленькая Мария уж точно не может являться. Это маме нужно было позаботиться о том, чтобы рационально организовать день. И зная особенность дочери, выделить ей «на питание» столько времени, сколько нужно.

!Мир не рухнет, если вы куда-то опоздаете. Но, он точно разлетится вдребезги ПОЗЖЕ для того, за кого в детстве будут делать всю работу.

Не каждый ребенок проявляет высокий уровень инициативы. Чтобы приучить его к самостоятельности, папе и маме следует помочь детям понять, что проявление инициативы им необходимо. Если дошкольник привык к тому, что его всегда одевала мама, при очередном сборе на прогулку он БУДЕТ ОЖИДАТЬ такого же варианта развития событий. Взрослым следует объяснить ребенку, что он уже взрослый и должен одеваться сам. Рекомендуется даже выйти из комнаты. В таком случаев ребенок поймет необходимость научиться одеваться самостоятельно.

Не сразу. Не по волшебству. Но, можно начать, к примеру, с носков и трусишек.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста — это возможность сделать ребенка самостоятельным.

  • С 3-4 лет дошкольники должны выполнять гигиенические процедуры под присмотром взрослых (мыться, чистить зубы).
  • К 5-6 годам дети могут осуществлять эти процедуры без участия родителей. Также необходимо приучить ребенка ухаживать за своей одеждой.
  • К 7 годам дети могут протирать свою обувь после прогулки, раскладывать и развешивать вещи по своим местам. Наиболее организованным и аккуратным можно доверить пришивание пуговиц и стирку.

Самостоятельность должна вызывать чувство гордости у ребенка. Дошкольнику можно привести как положительные, так и отрицательные примеры:

  1. Коля умеет завязывать шнурки без помощи мамы, а ты нет. Тебе стоит брать пример с Коли.
  2. Вова не умеет завязывать шнурки, а ты уже научился. Ты молодец.

Показатели уровня самостоятельности детей

При оценивании уровня самостоятельности учитывается не только умение исполнять какие-то действия. Необходимо учесть уровень сформированности эмоционального отношения ребенка к тому, что он делает. Дети должны осознавать необходимость своего участия, действовать по собственной инициативе, принимать решения в незнакомых ситуациях. Оценить инициативу и самостоятельность детей можно по трехбалльной шкале:

  1. 1 балл можно поставить при низкой заинтересованности в выполнении задания. В таких случаях инициатива полностью исходит от взрослого, поскольку ребенок не осознает необходимость своего участия в выполнении действия. Направленность на получение результата отсутствует. В отдельных случаях ребенок может получить удовлетворение от процесса. Качество выполнения работы остается вне поля зрения. Дети часто обращаются за помощью. Активность может проявиться только на первой ступени выполнения работы. Затем ребенок полностью теряет интерес и начинает искать новое дело.
  2. Более самостоятельные дети, которым можно поставить 2 балла, способны проявить интерес к выполнению действий без постороннего вмешательства. При столкновении с первыми трудностями желание продолжать выполнение работы может ослабеть. Однако небольшое вмешательство взрослых приводит к новым проявлениям активности. Обращение за помощью наблюдается нечасто. Дети могут адекватно оценить результат своей деятельности. Но к улучшению результатов они стремятся не всегда. При выполнении действий могут наблюдаться непоследовательность, хаотичность, импульсивность.
  3. Высокий, трехбалльный уровень самостоятельности проявляется в том, что ребенок без постороннего участия принимает решение начать выполнение задания. Такой уровень отличают полностью осмысленные и адекватные действия, направленность на достижение результата. Обращения за помощью наблюдаются редко или отсутствуют. Работа выполняется сосредоточенно, без спешки. При возникновении нестандартной ситуации ребенок способен самостоятельно принять решение. При выполнении работы особое внимание уделяется ее качеству.

Основные моменты

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста требует терпения и понимания со стороны родителей. Главной ошибкой папы и мамы может стать полное отстранение ребенка от любой самостоятельной деятельности. Необходимо создать развивающую среду, в которой дети могли бы учиться выполнению тех или иных действий.

!Родителям следует позволять ребенку делать ошибки.

Не торопить

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста должно идти постепенно. Не следует требовать от детей быстрого выполнения задания (как в истории про Машеньку). Когда родители дают возможность дошкольнику самостоятельно одеться, нужно быть готовыми к тому, что он будет делать это в течение 20-30 минут. Если семья куда-то торопится, стоит начать собираться заранее или одеть ребенка самим. Необходимо разрешить ребенку одеться самостоятельно, когда для этого будет достаточно свободного времени.

Помните!

Организованные родители, как правило, имеют организованных детей. Если вы сами часто опаздываете, не можете планировать день, не знаете, сколько времени занимает то или иное дело, ребенку не с кого брать положительный пример.

!Не следует создавать напряженную нервозную атмосферу. Ребенок будет торопиться, а непривычность действий приведет к тому, что он будет одеваться еще дольше.

Ведь вы же взрослее
баранИщите компромиссы. Не «упирайтесь рогом», требуя от своего ребенка строгого выполнения, придуманного вами алгоритма. Слушаться дети должны – это факт. Но они живые люди и могут делать что-то по-своему просто от того, что так у них получается.

Не переделывать

Стремление родителей переделать то, что сделано ребенком, особенно пагубно влияет на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. В 5-6 лет дети уже способны понять, что если мама переделывает за ними, работа выполнена плохо. У человека формируется негативное мнение о себе и своих способностях, исчезает инициатива к выполнению других действий.

Если ребенок нарисовал картину, ее можно повесить в его комнате и оставить там до тех пор, пока маленький художник сам не захочет ее снять. Пельмени, слепленные детьми, будут выглядеть не такими аккуратными, как мамины, но и их следует подать на стол.

Если работа выполнена слишком плохо, не стоит переделывать ее в присутствии ребенка. Дошкольник 2-3 лет не сможет понять, что его действия нуждаются в корректировке. Старшему дошкольнику необходимо объяснить, что он сделал неправильно, и помочь ему исправить допущенные ошибки.

Хвалить обязательно

Многие родители избегают похвал, боясь воспитать высокомерного человека. По мнению психологов, самостоятельность и способность детей действовать эффективно возрастают только в тех случаях, когда их действия одобряют мама и папа.

Для дошкольников любого возраста авторитет родителей всегда высок. Они, в отличие от подростков 11-13 лет, еще не успели попасть под влияние ровесников. Фразы «Мой папа самый сильный» или «Моя мама самая красивая» чаще можно услышать в детском саду, чем в школе. Если ребенок получает одобрение от того, кого он считает образцом для подражания, он будет стремиться улучшать свои результаты.

!Психологи рекомендуют избегать таких фраз как «ты больше не ребенок», «посмотри, какой ты уже большой», «как не стыдно, такой взрослый» и т.д. Это может негативно сказаться на самооценке дошкольника /младшего школьника.

Хвалить можно только за действительные успехи. В случае неудачи можно похвалить старание и терпение детей при выполнении задания. Необходимо объяснить дошкольнику, что каждая неудача предлагает большое количество возможностей для развития

Помогать

Педагоги рекомендуют избегать крайностей и не оставлять ребенка без поддержки при выполнении какого-либо задания. Родителям следует находиться рядом и занять позицию наблюдателя. Дети могут попросить о помощи сами. Однако, если в случае появления затруднений этого не происходит, нужно предложить свою помощь. Содействие улучшает качество эмоциональных связей между ребенком и родителем. При этом не возникает раздражения от того, что мама постоянно вмешивается и мешает получать удовольствие от процесса выполнения действия.

Формируем правильные привычки

Не следует ждать, когда ребенок начнет проявлять инициативу. В задачу родителей входит развитие привычки к самостоятельному выполнению того или иного действия.

Формирование привычек
Возраст Привычки, которые должны быть сформированы в данном возрасте
2-3 года Собирать и выбрасывать в мусорное ведро мелкий мусор, аккуратно складывать свою одежду, убирать игрушки после игры.
3-4 года Помогать сервировать стол, относить посуду в раковину после еды, кормить домашних животных, застилать кровать, поливать цветы, осуществлять гигиенические процедуры при помощи взрослых.
4-5 лет Вытирать пыль, мыть посуду, выносить мусор, ухаживать за животными, запускать стиральную машину, сервировать стол простыми блюдами без помощи взрослых, самостоятельно надевать и снимать верхнюю одежду.
5-6 лет Готовить простые блюда без использования плиты (бутерброды, салат), чистить сырые овощи и фрукты, гладить одежду под присмотром родителей
6-7 лет Мыть пол, пылесосить, готовить блюда с использованием плиты (заваривать чай, варить яйца), ходить в магазин за мелкими покупками, собирать школьный ранец, поддерживать порядок на своем рабочем месте.
Классный лайфхак!

Составьте список дел, которые по вашему мнению может делать ребенок. Обсудите это вместе и отметьте, те пункты, которые по мнению самого чада, он может делать ОДИН, а для каких ему еще понадобиться ваша ПОМОЩЬ. Это отлично стимулирует!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector